Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

писатели продолжали смотреть на жизнь как лирики и романтики. Для них обязательным остаётся пафос морального превосходства добра над злом, который всякий раз находит своё конкретное воплощение в художествен­ ных образах, в дидактической интонации отдельных монологов, в афори­ стичности некоторых реплик. Художники не изменяют принципу крайне правдоподобного многостороннего показа действительности, когда явле­ ниям негативным - антиобщественным и антигуманным (эгоизму, мещан­ ству, жадности, лицемерию) - обязательно противостоят явления позитив­ ные - общественно прогрессивные и человечески привлекательные (доб­ рота, бескорыстие, любовь, честность). Драматурги находились подчас в трудно разрешимом противоречии: жизненный материал, положенный в основу пьесы, оказывался сложнее тех выводов, которые в результате пред­ лагал читателю автор. Особенно наглядно это противоречие проявляется в произведениях Виктора Розова середины - конца 60-х годов. Неслучайно в это время возникает всякого рода полемика с писательской позицией дра­ матурга. Она нашла своё отражение в практике театральных постановок: театр «Современник» не принял к постановке пьесу «Традиционный сбор» в том виде, как она была написана автором: не устраивала ставшая догма­ тической структура пьесы, отталкивая декламационный характер реплик и монологов, произведению недоставало глубины психологизма. Известно также, что актёр Г. Бортников во многом переосмыслил образ Сергея («Затейник»), сделав и его самого, а не только историческое время (позиция Розова) виновником своих жизненных неудач. Не только театр, но и критика видят в Розове конца 60-х годов «уп­ рямого традиционалиста», который принципиально не хочет изменять «доброму, старому, вечному, когда оно кризисно вырывается изнутри» [113, с. 16]. Драматургия конца 60-х годов стояла на пороге новых художествен­ ных открытий, которые виделись не в простом внешнем усилении соци­ ального начала пьес, не в форсировании актуальности, а в существенных сдвигах в области эстетического освоения художниками нашей современ­ ной действительности. Вампилов знал и ценил художественные достижения предшествую­ щей и современной ему драматургии, но при этом шёл в художественном освоении современности своим оригинальным путём, во многом преодолел сложившиеся каноны и традиции. Уже в середине 60-х годов у Вампилова складывается вполне отчётливое представление о своих писательских за­ 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz