Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Арбузова. Действительно, к концу 60-х годов драматургия этих писателей всё больше тяготела к изображению семейно-бытовых, сугубо «личных» коллизий. Думается, что это имеет свои серьёзные причины, которые скрыты в частичных изменениях социально-психологического климата со­ временности: появляются новые человеческие типы, возникает потреб­ ность в иных идеалах, под влиянием жизни корректируются вкусы, симпа­ тии и антипатии людей. Драматургия ищет иную тональность разговора с читателем, от назидания она всё чаще переходит к раздумью. В конце 60-х годов всё увереннее заявляет о себе бытовая психологическая драма, представленная именами А. Володина, Л. Зорина, Э. Радзинского. Эти драматурги с первых шагов своей писательской деятельности проявили интерес именно к «сугубо» личным темам, к психологии самого рядового, ни в чём не героического человека. В их произведениях («Варшавская ме­ лодия» Л. Зорина; «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Старшая сестра» А. Володина; «104 страницы про любовь», «Снимается кино» Э. Радзинского) социальный элемент не так силён: всё внимание в них сосредоточено на нюансах личных - любовных, семейных, дружеских - отношений. Драматурги, в отличие от традиционной социально-бытовой драмы, изображали не идеальных в полном смысле этого слова героев, а людей во многом несостоявшихся и ещё отнюдь не завершённых судеб. В их пьесы вошли героями неудачники, разочарованные, несчастные, не­ уравновешенные в чувствах и поступках люди. Нравственные коллизии, присущие перечисленным выше пьесам, не столь остры во внешнем своём выражении. Между персонажами возникают сложные отношения, не пред­ полагающие однозначности в своём осмыслении (Лида - Кирилл - Шура - «Старшая сестра, Наташа - Евдокимов - «104 страницы про любовь», Вик­ тор - Галя - «Варшавская мелодия»). Финалы пьес Зорина, Володина, Рад­ зинского заключают в себе много грусти, связанной с осознанием героями своих ошибок, заблуждений, духовных потерь. Бытовая психологическая драма как бы осваивала новое содержание, которое диктовала жизнь, вы­ ходила на новые конфликты и характеры, предчувствовала новую эмоцио­ нальную тотальность. Но при этом она оставалась в рамках традиционных для всей литературы о современности 60-х годов взглядов и представле­ ний. Меняя облик героев (освобождение от откровенной идеальности, ус­ ложнение психологических характеристик), корректируя проблематику пьес (перемещение акцентов на проблемы личного счастья, души, талант человечности), совершенствуя средства художественной выразительности, 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz