Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Арбузова. Действительно, к концу 60-х годов драматургия этих писателей всё больше тяготела к изображению семейно-бытовых, сугубо «личных» коллизий. Думается, что это имеет свои серьёзные причины, которые скрыты в частичных изменениях социально-психологического климата со временности: появляются новые человеческие типы, возникает потреб ность в иных идеалах, под влиянием жизни корректируются вкусы, симпа тии и антипатии людей. Драматургия ищет иную тональность разговора с читателем, от назидания она всё чаще переходит к раздумью. В конце 60-х годов всё увереннее заявляет о себе бытовая психологическая драма, представленная именами А. Володина, Л. Зорина, Э. Радзинского. Эти драматурги с первых шагов своей писательской деятельности проявили интерес именно к «сугубо» личным темам, к психологии самого рядового, ни в чём не героического человека. В их произведениях («Варшавская ме лодия» Л. Зорина; «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Старшая сестра» А. Володина; «104 страницы про любовь», «Снимается кино» Э. Радзинского) социальный элемент не так силён: всё внимание в них сосредоточено на нюансах личных - любовных, семейных, дружеских - отношений. Драматурги, в отличие от традиционной социально-бытовой драмы, изображали не идеальных в полном смысле этого слова героев, а людей во многом несостоявшихся и ещё отнюдь не завершённых судеб. В их пьесы вошли героями неудачники, разочарованные, несчастные, не уравновешенные в чувствах и поступках люди. Нравственные коллизии, присущие перечисленным выше пьесам, не столь остры во внешнем своём выражении. Между персонажами возникают сложные отношения, не пред полагающие однозначности в своём осмыслении (Лида - Кирилл - Шура - «Старшая сестра, Наташа - Евдокимов - «104 страницы про любовь», Вик тор - Галя - «Варшавская мелодия»). Финалы пьес Зорина, Володина, Рад зинского заключают в себе много грусти, связанной с осознанием героями своих ошибок, заблуждений, духовных потерь. Бытовая психологическая драма как бы осваивала новое содержание, которое диктовала жизнь, вы ходила на новые конфликты и характеры, предчувствовала новую эмоцио нальную тотальность. Но при этом она оставалась в рамках традиционных для всей литературы о современности 60-х годов взглядов и представле ний. Меняя облик героев (освобождение от откровенной идеальности, ус ложнение психологических характеристик), корректируя проблематику пьес (перемещение акцентов на проблемы личного счастья, души, талант человечности), совершенствуя средства художественной выразительности, 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz