Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

зрителем. Морализаторство - характерная особенность пьес Розова, Арбу­ зова, Алёшина, Штейна. Пристрастие к нему сказывается на выборе драма­ тургами сюжетов для своих пьес: они, как правило, основаны на отноше­ ниях людей различных, даже враждебных друг другу нравственных убеж­ дений. Для драматургии 60-х годов традиционны сюжеты о том, как моло­ дые люди отстаивают своё право на самостоятельность («В поисках радо­ сти», «В добрый час!», «Неравный бой» Розова), как нравственно преоб­ ражает человека любовь («Иркутская история» Арбузова), как познаются в беде настоящие друзья («Океан» Штейна), как всего себя отдаёт любимому делу учёный-коммунист («Всё остаётся людям» Алёшина) и т.д. Драматур­ ги создают произведения, в нравственных коллизиях которых наглядно и убедительно воплощаются в явь мечты о прекрасном будущем. Писатели ви­ дели в самой действительности и создавали в пьесах образы достойных под­ ражания современников, давая читателю и зрителю ясные и недвусмыслен­ ные нравственные идеалы. Авторы имели чёткие идейно-художественные позиции - позиции борцов за новую коммунистическую нравственность. Итак, драматургия 60-х годов представляет собой вполне вложив­ шееся, законченное по своим эстетическим принципам явление, характер­ ными чертами которого являются морализаторство, нравственная пробле­ матика, ориентированная на современность, нравственный тип конфликта, чёткость авторских позиций, обязательное непосредственное воплощение авторского идеала в характере положительного героя, общее оптимистиче­ ское звучание произведений, проникнутое верой в будущее, в человека, в победу коммунистических идеалов. Перечисленное присуще вершинным произведениям советской драматургии конца 50-60-х годов. Однако социально-бытовой драме данного периода свойственны и кризисы: успешно сочетать бытовое и социальное в рамках одного произ­ ведения не всегда удаётся писателю. Некоторые пьесы отмечены ослабле­ нием социальной значимости. Это не прошло без внимания критики, кото­ рая сразу причислила спад социальности в пьесах к разряду серьезных не­ достатков. «К сожалению, и у таких писателей, как Арбузов и Розов, умеющих говорить о морали века как проблеме социальной, бывают сры­ вы и неудачи, когда большие заботы времени вдруг заслоняются мнимо многозначительным копанием в неинтересных душах, философствованием на мелководных местах» [48, т. 6]. Речь в данном случае идёт о пьесах «Традиционный сбор», «Перед ужином», «Затейник» Розова, «Счастливые дни несчастливого человека» 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz