Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
зрителем. Морализаторство - характерная особенность пьес Розова, Арбу зова, Алёшина, Штейна. Пристрастие к нему сказывается на выборе драма тургами сюжетов для своих пьес: они, как правило, основаны на отноше ниях людей различных, даже враждебных друг другу нравственных убеж дений. Для драматургии 60-х годов традиционны сюжеты о том, как моло дые люди отстаивают своё право на самостоятельность («В поисках радо сти», «В добрый час!», «Неравный бой» Розова), как нравственно преоб ражает человека любовь («Иркутская история» Арбузова), как познаются в беде настоящие друзья («Океан» Штейна), как всего себя отдаёт любимому делу учёный-коммунист («Всё остаётся людям» Алёшина) и т.д. Драматур ги создают произведения, в нравственных коллизиях которых наглядно и убедительно воплощаются в явь мечты о прекрасном будущем. Писатели ви дели в самой действительности и создавали в пьесах образы достойных под ражания современников, давая читателю и зрителю ясные и недвусмыслен ные нравственные идеалы. Авторы имели чёткие идейно-художественные позиции - позиции борцов за новую коммунистическую нравственность. Итак, драматургия 60-х годов представляет собой вполне вложив шееся, законченное по своим эстетическим принципам явление, характер ными чертами которого являются морализаторство, нравственная пробле матика, ориентированная на современность, нравственный тип конфликта, чёткость авторских позиций, обязательное непосредственное воплощение авторского идеала в характере положительного героя, общее оптимистиче ское звучание произведений, проникнутое верой в будущее, в человека, в победу коммунистических идеалов. Перечисленное присуще вершинным произведениям советской драматургии конца 50-60-х годов. Однако социально-бытовой драме данного периода свойственны и кризисы: успешно сочетать бытовое и социальное в рамках одного произ ведения не всегда удаётся писателю. Некоторые пьесы отмечены ослабле нием социальной значимости. Это не прошло без внимания критики, кото рая сразу причислила спад социальности в пьесах к разряду серьезных не достатков. «К сожалению, и у таких писателей, как Арбузов и Розов, умеющих говорить о морали века как проблеме социальной, бывают сры вы и неудачи, когда большие заботы времени вдруг заслоняются мнимо многозначительным копанием в неинтересных душах, философствованием на мелководных местах» [48, т. 6]. Речь в данном случае идёт о пьесах «Традиционный сбор», «Перед ужином», «Затейник» Розова, «Счастливые дни несчастливого человека» 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz