Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

них, они оценили присущую молодости бескорыстность, пылкость душев­ ных порывов, принципиальность, смелость. Образы юных современников в 60-е годы овеяны счастливым настроением схватки с мещанством, криво­ душием, приспособленчеством. Хорошо передано это настроение в стихах, сочинённых героем пьесы Розова «В поисках радости» Олегом Савиным: Как будто в начале дороги Стою собираясь в путь. Крепче несите, ноги! Не дайте с пути свернуть! Я знаю, тропинки бывают, Ведущие в тихий уют, Где гадины гнёзда свивают, Где жалкие твари живут. Нет мне туда дороги! Пути в эти заросли нет! Крепче несите, ноги! В мир недобытых побед! [151, с. 207]. В этом стихотворении чётко обозначен нравственный конфликт, ха­ рактерный для общественной ситуации и литературной традиции 60-х го­ дов. Пьесы в это время были, как правило, остроконфликтны. Острокон- фликтность - ещё одна отличительная черта психологической социально- бытовой драмы. Тип конфликта в произведениях различных драматургов в своей идейно-эстетической сущности один, его можно определить как нравственный социально-бытовой. Развитие и разрешение такого типа конфликта в драматургии 60-х годов традиционно. Принципиальные столкновения между персонажами заканчиваются убедительной для чита­ теля и зрителя, очевидной моральной победой положительных героев. Фи­ налы пьес рассматриваемого нами периода оптимистичны. Вера в буду­ щее, радость созидания, восхищение будничными подвигами людей пре­ обладают над тем, что ещё тревожит. Произведения имеют общее возвы­ шенно-оптимистическое звучание, несмотря на то что в них зачастую изо­ бражаются горе, несчастье, невосполнимые утраты (смертельно болен Дронов, трагически погибает Сергей). Для драматургов важно доказать жизненную правоту отстаиваемых героями принципов. Нравственная остроконфликтность, образы положительных героев современности, известная романтизация и идеализация жизни - всё это со­ общало драматургии 60-х годов учительский тон в разговоре с читателем и 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz