Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Писатели 60-х годов были устремлены к созданию жизненно досто­ верного и вместе с тем романтически возвышенного идеала. Для них ха­ рактерна известная романтизация жизни, особенно быта. Быт в 60-е годы приподнимается драматургами на уровень платформы острой борьбы за новую мораль. В быту писатели увидели материал для разговора о веду­ щих, магистральных проблемах времени. Быт в лучших произведениях данного периода, сочетающих в себе конкретно-житейское и общесоци­ альное, предстаёт многогранным, обязательно заключающим в себе ярко выраженное противоречие передового и косного. Передовое в пьесах тех лет всегда находило своё непосредственное воплощение в сюжете произведения, а именно - в характере и поведении главного положительного героя, выражающего собой позитивную автор­ скую позицию. Таким героем становился человек активной гражданствен­ ности, живущий интересами порученного ему дела, человек твёрдых нрав­ ственных убеждений, верный друг, мудрый наставник. Таковы академик Дронов («Всё остаётся людям» - Алёшин), офицер Платонов («Океан» - Штейн), строитель Сергей («Иркутская история» - Арбузов). Жизненная позиция этих героев проста и возвышенна одновременно: «...Всё, что уда­ лось тебе свершить на земле, - это вся твоя жизнь. И это единственно че­ стный и смелый разговор с человеком» (Дронов «Всё остаётся людям» [152, с. 142]). «Люди на земле должны быть счастливыми, это факт. Особен­ но те, которые коммунизм строят» (Сергей «Иркутская история» [152, с. 267]), «Мне хочется говорить “да”, когда партия говорит “да”, и хочется говорить “нет”, когда она говорит “нет”» (Платонов «Океан» [152, с. 169]). Положительными героями современности в драматургии 60-х годов выступили не только зрелые в гражданском и человеческом отношении лю­ ди, но и совсем неопытные мальчишки и девчонки. В драматургии настой­ чиво заявила о себе «молодёжная тема», родоначальником её стал В. Розов. Именно молодёжи послевоенных лет передавало старшее поколение свой опыт, чувствуя нерасторжимую связь времён, веря в завтрашний день стра­ ны: «Есть кому эстафету передать... Мой факел... Моё святое за душой...» (Дронов [154, с. 129]). «Я завидую их снам, детству... Но более всего, по­ жалуй, дню, когда они станут совершеннолетними... Как изменится мир! И как много прекрасного увидят они на земле, отвоёванной нами для ком­ мунизма» (Сергей [152, с. 289]). Драматурги видели двойственную и пер­ спективную силу, способную к преобразованию общества на основах ком­ мунистической морали в юношах и девушках. Внимательно вглядевшись в 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz