Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Писатели 60-х годов были устремлены к созданию жизненно досто верного и вместе с тем романтически возвышенного идеала. Для них ха рактерна известная романтизация жизни, особенно быта. Быт в 60-е годы приподнимается драматургами на уровень платформы острой борьбы за новую мораль. В быту писатели увидели материал для разговора о веду щих, магистральных проблемах времени. Быт в лучших произведениях данного периода, сочетающих в себе конкретно-житейское и общесоци альное, предстаёт многогранным, обязательно заключающим в себе ярко выраженное противоречие передового и косного. Передовое в пьесах тех лет всегда находило своё непосредственное воплощение в сюжете произведения, а именно - в характере и поведении главного положительного героя, выражающего собой позитивную автор скую позицию. Таким героем становился человек активной гражданствен ности, живущий интересами порученного ему дела, человек твёрдых нрав ственных убеждений, верный друг, мудрый наставник. Таковы академик Дронов («Всё остаётся людям» - Алёшин), офицер Платонов («Океан» - Штейн), строитель Сергей («Иркутская история» - Арбузов). Жизненная позиция этих героев проста и возвышенна одновременно: «...Всё, что уда лось тебе свершить на земле, - это вся твоя жизнь. И это единственно че стный и смелый разговор с человеком» (Дронов «Всё остаётся людям» [152, с. 142]). «Люди на земле должны быть счастливыми, это факт. Особен но те, которые коммунизм строят» (Сергей «Иркутская история» [152, с. 267]), «Мне хочется говорить “да”, когда партия говорит “да”, и хочется говорить “нет”, когда она говорит “нет”» (Платонов «Океан» [152, с. 169]). Положительными героями современности в драматургии 60-х годов выступили не только зрелые в гражданском и человеческом отношении лю ди, но и совсем неопытные мальчишки и девчонки. В драматургии настой чиво заявила о себе «молодёжная тема», родоначальником её стал В. Розов. Именно молодёжи послевоенных лет передавало старшее поколение свой опыт, чувствуя нерасторжимую связь времён, веря в завтрашний день стра ны: «Есть кому эстафету передать... Мой факел... Моё святое за душой...» (Дронов [154, с. 129]). «Я завидую их снам, детству... Но более всего, по жалуй, дню, когда они станут совершеннолетними... Как изменится мир! И как много прекрасного увидят они на земле, отвоёванной нами для ком мунизма» (Сергей [152, с. 289]). Драматурги видели двойственную и пер спективную силу, способную к преобразованию общества на основах ком мунистической морали в юношах и девушках. Внимательно вглядевшись в 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz