Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ски продуктивным в конце 50-60-х годах было направление психологиче­ ской социально-бытовой драмы, представленной именами В. Розова, А. Ар­ бузова, С. Алёшина, А. Штейна, А. Володина, Л. Зорина, Э. Радзинского. Это направление своими потоками имеет полную большого социаль­ ного значения и одновременно с этим глубоко психологическую драматур­ гию Островского, Горького, Булгакова, Афиногенова, Леонова. Естественно, что каждый из драматургов 60-х годов был творчески индивидуален. Так, Розов создаёт исполнение гражданского, публицисти­ ческого пафоса драмы и комедии на материале городского быта («В поис­ ках радости», «В добрый час!», «Неравный бой»), Арбузов пишет возвы­ шенно-романтические хроники о строителях Сибири («Иркутская исто­ рия»), лирические мелодрамы («Мой бедный Марат»). В каждом арбузов- ском произведении - яркая театральная праздничность, намеренная услов­ ность выразительных средств. Володин пробует силы в психологической бытовой драме, подробно выписывает внутренний мир героев («Пять вече­ ров», «С любимыми не расставайтесь»). Алёшин стремится к созданию остродраматических характеров, сталкивая их в мнениях и спорах о смыс­ ле жизни, о счастье, о призвании человека («Всё остаётся людям»). Штейн большое внимание уделяет проблемам партийной жизни («Океан»). Он оригинален в сюжетном построении своих пьес, создаёт новые жанровые варианты воплощения актуальных идей и тем. Драматургия рассматриваемого нами периода многолика по внешней форме, но монолитна по своему идейно-художественному содержанию. Писателей, отличающихся друг от друга творческой манерой, роднят еди­ ный идейно-эстетический подход к изображению современности, единые критерии гражданских и нравственных оценок изображаемого, единое ху­ дожественное видение и осмысление жизни. Направление психологической социально-бытовой драмы 60-х годов оформилось на вполне определённом комплексе идей, которые выдвинуло время. Эти идеи и представления, касающиеся образа жизни в нашей стране, морального облика советского человека, во многом определили проблема­ тику, тематику, систему образов, тип конфликта в пьесах. Драматургия этого периода была ориентирована на правдивое, многостороннее изображение современности. Особенно много внимания уделялось проблемам нравствен­ ного воспитания личности. Драматурги видели свою задачу в том, чтобы нау­ чить человека жить в соответствии с нормами и требованиями коммунисти­ ческой морали. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz