Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Глава II ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО 1. Трагикомическое в пьесах А. Вампилова Творчество А. Вампилова мало исследовано с точки зрения его жанро вого своеобразия [21, 58, 123, 140]. Критикой не выявлены до конца истоки жанровой природы его пьес, особенности драматургической поэтики, сущ ность художественного новаторства вампиловской драматургии. Между тем исследование данных проблем необходимо, поскольку жанр1в литературе вообще, а в драматургии в особенности, можно рассматривать как определён ный способ художественного видения и отношения писателя к жизни. Выбор драматургом того или иного жанра для пьесы всегда отражает совокупность его идейно-эстетических взглядов. Жанр непосредственно связан со всеми сторонами творческого облика писателя, его методом, стилем, манерой и ми роощущением. Чем полнее мы характеризуем произведение в жанровом от ношении, тем глубже проникаем в суть творческой индивидуальности ху дожника. Понять жанровое своеобразие драматургии Вампилова можно при сопоставлении её с драматургией его предшественников и современников. 0 пьесах конца 50—60-х - начала 70-х годов в настоящее время создана обширная критическая и научная литература [1, 21, 26, 48, 50, 74, 83, 84, 107, 140]. В критике настойчиво проводится мысль о том, что «театр Вам пилова со своим художественным миром и своей эстетической системой стоит несколько особняком», но при этом он «является естественным про должением накопленного опыта» [21, с. 92]. Исследователи современного драматургического процесса лишь пы таются проанализировать творчество Вампилова, высказывают робкие пред положения о его нетрадиционности, однако суть сказанного Вампиловым нового слова в отечественной драматургии остаётся пока не выясненной. В годы становления вампиловского таланта (60-е годы) советская Драматургия представляла собой вполне зрелое, определённое по своим идейно-эстетическим позициям явление. Особенно популярным и творче 1 Под жанром понимается «повторяющееся во многих произведениях на протяжении развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобра зием отражаемых явлений действительности и характером отношений к ним худож ника»: Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - С. 82. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz