Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
рассчитывать лишь на свои силы, которых уже так немного, на дружескую поддержку инвалида Дергачёва, положение которого чуть лучше еремеев ского. Герой беззащитен перед глухой стеной бесчеловечности. Его судьба- неутешительное свидетельство духовного неблагополучия героев «про винции». Еремеев относится к «ненормальным» героям Вампилова. Он резко отличается от остальных людей не только национальностью, глубоким старческим возрастом, неграмотностью, но прежде всего своим душевным складом: его поведение естественно, его человеческое достоинство неуяз вимо. В силу этого Еремеев вызывает искренние симпатии автора и чита телей. Вампилов подчёркивает внутреннее духовное родство Еремеева с ге роиней пьесы - семнадцатилетней Валентиной. Девушка и старик похожи в своём мироощущении, основу которого составляют безоговорочное до верие к людям, любовь ко всему живому. Неслучайно в финале пьесы по могает Валентине восстанавливать палисадник именно Еремеев. Возникает своеобразный художественный символ: старость и молодость как олице творение человеческой жизни объединились в заботе о цветах - о красоте природы. Еремеев, Валентина и цветы - явления одного духовного поряд ка. В них беззащитность и сила одновременно. Это своеобразные мерила человечности, ведь по тому, как люди относятся к старикам, к целомудрию молодости, к природе, можно судить об уровне их нравственных представ лений. «Провинциалы» безжалостны к старику, варварски беспощадны к молодости, безразличны к цветам. И только исчезновение, смерть красоты - крайние меры! - могут на время пробудить их совесть. И в этом заключена большая печаль: неужели только ценой трагедии должна пробуждаться человечность? Еремеев - явление, воплощающее собой исконное человеческое на чало в человеке. Но Вампилов далёк от мысли в образе Еремеева видеть единственно возможный для всего человечества вариант отношения к ми ру. Старый эвенк - человек в достаточной степени далёкий от истинной цивилизации, лишённый в силу этого многих возможностей совершенст вования своей человеческой личности. Можно даже, на наш взгляд, не ис кать в Еремееве авторский идеал. Идеал Вампилова, как нам думается, был не в отдельных людях, а в общей атмосфере человеческого общения. Он оказался нереализованным в творчестве. Общая атмосфера «провинции» - атмосфера далёкая от истинного братства. Отдельные же человеческие ти 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz