Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Валентина - новая, познавшая горечь разочарования? Ответить на этот во­ прос однозначно трудно. Вампилов характеризует героиню в финале пьесы так: «строгая, спокойная». Определение «спокойный» у Вампилова таит некоторую загадочность. Вспомним, что Зилов в финале тоже спокоен и собран. В такое состоянии он едет на утиную охоту. Остаётся до конца не ясным: преображённый он или окончательно сломленный. Хочется верить в преображение, но весь материал пьесы говорит и в пользу окончательной духовной гибели. В последней пьесе Вампилова мы вправе ожидать ду­ шевного надлома в Валентине, и он не исключается (как в принципе не ис­ ключается перерождение Зилова), но логика развития этого образа устрем­ лена к возрождению героини. Любимые герои Вампилова, на наш взгляд, сильны постоянством, неизменностью своей душевной организации. И об это духовное мужество разбивается всё наносное, фальшивое, бесчеловеч­ ное. Такие натуры, как Валентина, имеют счастливое спасительное свойст­ во беречь в себе то главное, что наделяет их силой духа, а окружающих - счастьем общения с ними. Нравственное начало традиционно связывается и с народными ха­ рактерами, которые воплощают собой духовное здоровье. В драматургии Вампилова таким героем является Еремеев. Образ старика-эвенка Еремеева («Прошлым летом в Чулимске») за­ служивает особого внимания. Это человек, близкий к самым глубинным истокам жизни - к природе. Еремеев всю жизнь прожил в тайге, помогая геологоразведочным экспедициям. Его мир - мир природы, в котором, по мнению Вампилова, естественны мужество, любовь, бескорыстие. Еремеев привык оценивать происходящее с простых, незамысловатых, но по сути глубоко гуманистических позиций, в основе которых доброе отношение ко всему живому. Этот человек легко и привычно откликается на зов о помо­ щи, и в людях ему более понятна и близка именно доброта, а жестокость, злые умыслы, ухищрения неведомы и чужды. Еремеева можно сравнить с ребёнком, ведь его душа полна наивного доверия к человеку, он не может никому причинить зла. Натура старика - истинно человеческая - как бы противопоставлена Вампиловым тому трагическому положению, в котором он находится. Эвенка ждёт одинокая, материально не обеспеченная старость. Казалось бы, участье людей к беде старика должно быть делом естественным. Одна­ ко вместо сочувствия он получает от окружающих насмешки (Мечеткин), равнодушие (Шаманов), лицемерное внимание (Кашкина). Еремеев может 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz