Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

венно охраняет их жизнь в палисаднике. Естественно и неприятие ею бра­ ка по расчёту (разговор Вали с отцом). И нельзя не увидеть, что Валентина очень активна в своём добром, по-юношески светлом отношении к миру. Демидов считает, что бездейственность героини бросается в глаза, ведь в сущности ничто не мешает Валентине уйти из отчего дома, уехать в город, покинуть «сонный унылый Чулимск». Остаётся непонятным, почему кри­ тик видит жизненную активность лишь в разрыве с жизнью в Чулимске? Вся сила созданного Вампиловым образа, на наш взгляд, заключается в том, что именно в «сонном и унылом Чулимске» героиня живёт, а не суще­ ствует. И жизнь её, в отличие от окружающих, наполнена высоким смыс­ лом. В ней - любовь, вера, страдание, счастье. Валентина преображает мир вокруг себя фактом одного своего существования. То, что в этом глухом таёжном посёлке, в этой закоренелой «провинции» возможно явление та­ кого человека, говорит о том, что не всё ещё мертво в ней, что есть ещё спасение. А. Демидов считает, что «жизнь врывается в уединённый мир Вален­ тины - со своими страстями, драмами и катастрофами». Это, по логике рассуждений критика, как бы закаляет Валентину духовно и в финале пе­ ред нами «не девочка-подросток, влюблённая в цветы, а взрослый человек, прошедший первые жизненные испытания». Критик пишет, что «драма­ тург воспевал мужество человека, его веру в жизнь, не позволяющую ему склоняться перед обстоятельствами». С этим можно согласиться, хотя гла­ гол «воспевать» вряд ли подходит в приложении к пьесе «Прошлым летом в Чулимске» [43, с. 491]. На наш взгляд, Вампилов прежде всего глубоко скорбел о судьбе Ва­ лентины. Героиня, так напоминающая нежный необычный цветок, оказы­ вается походя втоптанной в грязь человеческой пошлости. В беде героини так или иначе повинен весь Чулимск. Вся его атмосфера, разъедаемая ску­ кой, ссорами, глупостью, казёнщиной, завистью, оказалась губительной для девушки. То, что критик называет «жизнью... со всеми страстями, драмами, катастрофами», на наш взгляд, извращение, суррогат существо­ вания. Изломанность судеб, душ, атрофия чувств и мыслей, искажённые представления о нравственности - вот что ворвалось в первозданно чистый мир Валентины. Финал пьесы, по утвердившемуся в критике мнению, принято счи­ тать «просветляющим и поэтичным». Валентина вновь восстанавливает палисадник. Что это? Валентина - прежняя, полная веры и любви к миру? 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz