Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
венно охраняет их жизнь в палисаднике. Естественно и неприятие ею бра ка по расчёту (разговор Вали с отцом). И нельзя не увидеть, что Валентина очень активна в своём добром, по-юношески светлом отношении к миру. Демидов считает, что бездейственность героини бросается в глаза, ведь в сущности ничто не мешает Валентине уйти из отчего дома, уехать в город, покинуть «сонный унылый Чулимск». Остаётся непонятным, почему кри тик видит жизненную активность лишь в разрыве с жизнью в Чулимске? Вся сила созданного Вампиловым образа, на наш взгляд, заключается в том, что именно в «сонном и унылом Чулимске» героиня живёт, а не суще ствует. И жизнь её, в отличие от окружающих, наполнена высоким смыс лом. В ней - любовь, вера, страдание, счастье. Валентина преображает мир вокруг себя фактом одного своего существования. То, что в этом глухом таёжном посёлке, в этой закоренелой «провинции» возможно явление та кого человека, говорит о том, что не всё ещё мертво в ней, что есть ещё спасение. А. Демидов считает, что «жизнь врывается в уединённый мир Вален тины - со своими страстями, драмами и катастрофами». Это, по логике рассуждений критика, как бы закаляет Валентину духовно и в финале пе ред нами «не девочка-подросток, влюблённая в цветы, а взрослый человек, прошедший первые жизненные испытания». Критик пишет, что «драма тург воспевал мужество человека, его веру в жизнь, не позволяющую ему склоняться перед обстоятельствами». С этим можно согласиться, хотя гла гол «воспевать» вряд ли подходит в приложении к пьесе «Прошлым летом в Чулимске» [43, с. 491]. На наш взгляд, Вампилов прежде всего глубоко скорбел о судьбе Ва лентины. Героиня, так напоминающая нежный необычный цветок, оказы вается походя втоптанной в грязь человеческой пошлости. В беде героини так или иначе повинен весь Чулимск. Вся его атмосфера, разъедаемая ску кой, ссорами, глупостью, казёнщиной, завистью, оказалась губительной для девушки. То, что критик называет «жизнью... со всеми страстями, драмами, катастрофами», на наш взгляд, извращение, суррогат существо вания. Изломанность судеб, душ, атрофия чувств и мыслей, искажённые представления о нравственности - вот что ворвалось в первозданно чистый мир Валентины. Финал пьесы, по утвердившемуся в критике мнению, принято счи тать «просветляющим и поэтичным». Валентина вновь восстанавливает палисадник. Что это? Валентина - прежняя, полная веры и любви к миру? 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz