Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
её в нём? Валентина понимает, что это человек добрый и сильный, а жизнь его складывается нелепо. И понимание это чисто интуитивного, а не ра ционального характера. Девушка знает только, что этот усталый человек вошёл в её жизнь, что он жизненно необходим ей, а она - ему: только она видит в нём такого человека, каким он мог бы себя уважать. Её вера спаси тельна для Шаманова. И действительно, разговор с Валентиной, её при знание в любви возродили героя к жизни. Её любовь, таким образом, дос тигла своей сокровенной цели: на настоящее чувство Шаманов ответил на стоящим душевным порывом. Этот порыв не был порывом ответной люб ви: Шаманов не мог полюбить Валентину так, как она любила его, но лю бовь её вернула в его жизнь смысл. Процесс преображения героя в пьесе Вампилова не лишён психологической сложности: герои пережили глубо кую драму. Но это не умаляет, а, напротив, усиливает преображающий эффект чувства Валентины. Она спасает Шаманова ценой собственного несчастья. Можно поспорить с существующим в критике мнением о том, что «мир Валентины - при всей его поэтической идеальности - всё же пред ставляет собой некое сонное царство. В монотонном упорстве есть поэзия постоянства, великой цельности души, но одновременно и некая оцепене лость, замкнутость в себе. Эту отгороженность вернее всего охарактеризо вать как стремление героини, скорее всего инстинктивное, уединиться от жизни, от её драм, конфликтов и противоречий» [42, с. 488]. Критик ус матривает одну из особенностей вампиловского видения мира в том, что у него «всякая попытка изолированного существования оказывается несо стоятельной». Наша точка зрения в данном случае иная. Вампилов дейст вительно сталкивает своих героев с жизнью, которая наделяет их опытом, но опыт этот не всегда высоко духовен. Скорее, наоборот. В возвышенный чистый мир вампиловских девушек врываются пошлость, подлость, жес токость. Естественно ли это? Или это противно человеческому образу жизни и является признаком духовного неблагополучия «провинции»? Мир семнадцатилетних девушек, в том числе Валентины, на наш взгляд, должен быть в известной мере ограниченным. Это не изолирован ность от жизни, а вполне естественная в их возрасте чистота мироощуще ния. Валентина являет собой как раз то, что должно быть в духовно благо получной человеческой среде. Она влюблена - и любовь её сильна верой в доброту и порядочность любимого человека. Она доверчива к людям - и искренне отвечает на первый зов о помощи. Она любит цветы - самозаб 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz