Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

и полнотой чувства. В мире «провинции» Вампилова взаимная любовь оказывается немыслимой. Влюблённые семнадцатилетние девушки кажут­ ся «чудом», «святыми». Их доверие, доброта, возвышенность чувств вы­ глядят нелепостью на фоне общей бездуховности. Зритель становится свидетелем первых разочарований, а дальнейшее в судьбах молодых героинь остаётся неясным. Не исключён серьёзный душевной надлом. Не сделали ли семнадцатилетние идеалистки первый шаг к душевному опустошению и не грозит ли им судьба более старших героинь Вампилова, женщин с искалеченными судьбами, утратившими ве­ ру в любовь, семейное счастье, материнство (Вера, Макарская, Кашкина)? Героини - предшественницы образа Валентины - не заключают ещё в себе той духовной силы, которая наверняка поможет выстоять в борьбе с «провинцией». Очень хрупка их вера, слишком беззащитна любовь и ра­ нима душа для того, чтобы выдержать схватку с воинствующей пошло­ стью. В этом отличие драматургии Вампилова от традиционной социаль­ но-психологической драмы 60-х годов, где изображается не крушение ве­ ры, а обретение её. Самый красноречивый пример этого - судьба Валенти­ ны в «Иркутской истории» А. Арбузова. Образы Тани («Прощание в июне»), Ирины («Утиная охота»), Фаины («Провинциальные анекдоты») - ступени к созданию образа Валентины («Прошлым летом в Чулимске»), Если раньше образы девушек при очевидной значительности их смысловой нагрузки оставались на периферии авторского повествования и читательского внимания, то образ Валентины может по праву считаться главным образом пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Изобразив один день из жизни Валентины, Вампилов сумел показать её судьбу. Валентина - настоящее художественное явление. Сложность ли­ тературоведческого анализа этого образа, на наш взгляд, заключается в том, чтобы не придать ему значения большего, чем он имеет, но и не обой­ ти вниманием его философскую наполненность. Прежде всего необходимо заметить, что Валентина - характер не претендующий на идеальность: он не бесспорен, сложен в оценке. Неслучайно существуют различные трак­ товки образа Валентины в театре. Здесь мы опять сталкиваемся со своеоб­ разием вампиловской драматургии, неоднозначностью решений, глубиной психологизма. Валентина поражает каким-то таинственным сосуществова­ нием простого и сложного в себе. Внешне она самая заурядная семнадца­ тилетняя девушка, и её внутренний мир прост и бесхитростен. В Валенти­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz