Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
и полнотой чувства. В мире «провинции» Вампилова взаимная любовь оказывается немыслимой. Влюблённые семнадцатилетние девушки кажут ся «чудом», «святыми». Их доверие, доброта, возвышенность чувств вы глядят нелепостью на фоне общей бездуховности. Зритель становится свидетелем первых разочарований, а дальнейшее в судьбах молодых героинь остаётся неясным. Не исключён серьёзный душевной надлом. Не сделали ли семнадцатилетние идеалистки первый шаг к душевному опустошению и не грозит ли им судьба более старших героинь Вампилова, женщин с искалеченными судьбами, утратившими ве ру в любовь, семейное счастье, материнство (Вера, Макарская, Кашкина)? Героини - предшественницы образа Валентины - не заключают ещё в себе той духовной силы, которая наверняка поможет выстоять в борьбе с «провинцией». Очень хрупка их вера, слишком беззащитна любовь и ра нима душа для того, чтобы выдержать схватку с воинствующей пошло стью. В этом отличие драматургии Вампилова от традиционной социаль но-психологической драмы 60-х годов, где изображается не крушение ве ры, а обретение её. Самый красноречивый пример этого - судьба Валенти ны в «Иркутской истории» А. Арбузова. Образы Тани («Прощание в июне»), Ирины («Утиная охота»), Фаины («Провинциальные анекдоты») - ступени к созданию образа Валентины («Прошлым летом в Чулимске»), Если раньше образы девушек при очевидной значительности их смысловой нагрузки оставались на периферии авторского повествования и читательского внимания, то образ Валентины может по праву считаться главным образом пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Изобразив один день из жизни Валентины, Вампилов сумел показать её судьбу. Валентина - настоящее художественное явление. Сложность ли тературоведческого анализа этого образа, на наш взгляд, заключается в том, чтобы не придать ему значения большего, чем он имеет, но и не обой ти вниманием его философскую наполненность. Прежде всего необходимо заметить, что Валентина - характер не претендующий на идеальность: он не бесспорен, сложен в оценке. Неслучайно существуют различные трак товки образа Валентины в театре. Здесь мы опять сталкиваемся со своеоб разием вампиловской драматургии, неоднозначностью решений, глубиной психологизма. Валентина поражает каким-то таинственным сосуществова нием простого и сложного в себе. Внешне она самая заурядная семнадца тилетняя девушка, и её внутренний мир прост и бесхитростен. В Валенти 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz