Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
устремляясь к лучшему, встают на путь приобщения к «ненормальным» - к меньшинству. Но это меньшинство обладает особой способностью неот разимого нравственного воздействия на всех, кто ещё окончательно не ут ратил в себе человеческое. Понятие нравственности в русской литературе традиционно связыва ется с понятием женственности. Интересно проследить трансформацию этой традиции в творчестве Вампилова. Женские образы в пьесах, предшествующих «Прошлым летом в Чу- лимске», на наш взгляд, не удаются драматургу в той степени, чтобы мож но было говорить о них, как о значительных социально-художественных явлениях. Это скорее наброски, эскизы характеров. Однако нельзя не заме тить, что Вампилов тяготеет к созданию определённого женского типа. Из пьесы в пьесу переходят образы семнадцатилетних девушек, которых дра матург наделяет постоянными характеристиками, очарованием молодости, искренней верой в добро, первой влюбленностью, человечностью. Но че ловечность их не закалена жизнью. Вампиловские герои вызывают снис ходительную улыбку, так как поступают и рассуждают зачастую по-детски наивно. Ирина хочет напечатать в газете извинение перед дорожным попут чиком: она нечаянно обманула его, не придя в назначенный срок на свида ние («Утиная охота»), детской непосредственностью отличается поведение Виктории («История с метранпажем»), наивна Таня («Прощание в июне»). Вампиловские девушки живут в мире идеальных, порой книжных представлений о жизни. Показательно, что Виктория («Провинциальные анекдоты») увлекается поэзией Асадова. Житейская неопытность делает их одновременно решительными и беспомощными в борьбе со злом. Вампи лов проводит своих юных героинь через первые испытания. Из пьесы в пьесу повторяются ситуации предательств героинь их возлюбленными. Первое, полное самопожертвования чувство встречает оскорбления, хо лодность, подлость. Любовь сталкивается с губительной пошлостью «про винции». Вампилов изображает судьбы своих молодых героинь пунктирно, почти схематично. Для него важно показать, что в среде «провинции» раз рушить счастье легче, чем создать и сберечь его. Горе семнадцатилетних Девушек, невозможность обретения ими первой возвышенной взаимной любви, истинного понимания со стороны избранника, глубокой духовной связи с ним - признак нравственного неблагополучия среды. Героини Ро зова, Арбузова, Володина любили и были ответно любимы с той же силой 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz