Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

устремляясь к лучшему, встают на путь приобщения к «ненормальным» - к меньшинству. Но это меньшинство обладает особой способностью неот­ разимого нравственного воздействия на всех, кто ещё окончательно не ут­ ратил в себе человеческое. Понятие нравственности в русской литературе традиционно связыва­ ется с понятием женственности. Интересно проследить трансформацию этой традиции в творчестве Вампилова. Женские образы в пьесах, предшествующих «Прошлым летом в Чу- лимске», на наш взгляд, не удаются драматургу в той степени, чтобы мож­ но было говорить о них, как о значительных социально-художественных явлениях. Это скорее наброски, эскизы характеров. Однако нельзя не заме­ тить, что Вампилов тяготеет к созданию определённого женского типа. Из пьесы в пьесу переходят образы семнадцатилетних девушек, которых дра­ матург наделяет постоянными характеристиками, очарованием молодости, искренней верой в добро, первой влюбленностью, человечностью. Но че­ ловечность их не закалена жизнью. Вампиловские герои вызывают снис­ ходительную улыбку, так как поступают и рассуждают зачастую по-детски наивно. Ирина хочет напечатать в газете извинение перед дорожным попут­ чиком: она нечаянно обманула его, не придя в назначенный срок на свида­ ние («Утиная охота»), детской непосредственностью отличается поведение Виктории («История с метранпажем»), наивна Таня («Прощание в июне»). Вампиловские девушки живут в мире идеальных, порой книжных представлений о жизни. Показательно, что Виктория («Провинциальные анекдоты») увлекается поэзией Асадова. Житейская неопытность делает их одновременно решительными и беспомощными в борьбе со злом. Вампи­ лов проводит своих юных героинь через первые испытания. Из пьесы в пьесу повторяются ситуации предательств героинь их возлюбленными. Первое, полное самопожертвования чувство встречает оскорбления, хо­ лодность, подлость. Любовь сталкивается с губительной пошлостью «про­ винции». Вампилов изображает судьбы своих молодых героинь пунктирно, почти схематично. Для него важно показать, что в среде «провинции» раз­ рушить счастье легче, чем создать и сберечь его. Горе семнадцатилетних Девушек, невозможность обретения ими первой возвышенной взаимной любви, истинного понимания со стороны избранника, глубокой духовной связи с ним - признак нравственного неблагополучия среды. Героини Ро­ зова, Арбузова, Володина любили и были ответно любимы с той же силой 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz