Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Вступающие в жизнь взрослые дети Андрея Григорьевича сталкива ются с тем, что те высокие идеалы, которые проповедует в минуты душев ных подъёмов их отец, не всегда соответствуют тому, что происходит в действительности. Страстная, благородная любовь Васеньки встречает на смешки и непонимание. Нина видит возможность устройства своей судьбы в браке по расчёту. Дети встретились с явлениями, весьма распространен ными в среде «провинции»: с обывательским отношением к идеалам как к чему-то нереальному, смешному, именно «ненормальному». Семья Сара- фановых проходит покушение поступиться идеалами ради внешнего бла гополучия. Сарафановы примериваются к обывательским суждениям о счастье. Жизнь их от этого становится неестественной: они говорят не то, что думают, поступают вразрез со своими желаниями. Особенно это за метно в поведении и суждениях Нины. Она старается за внешней бравадой скрыть недовольство собой. «Мне Цицерона не надо, мне мужа надо», - говорит она и через минуту стыдится своих слов. Соглашаясь на брак с Кудимовым, девушка пытается следовать голосу рассудка. Появление в доме «старшего брата» изменило её решение: Нина полюбила Бусыгина любовью истинной и поняла, что и для неё, «папиной дочки», невозможно жить в разладе со своей душой. Поступки «младшего сына» Васеньки (попытка бегства из семьи, под жог дома своей возлюбленной) более соответствуют духу семьи Сарафа- новых. Они искренни. Однако поведение Васеньки внушает определённую тревогу. По сути, это поведение отчаявшегося идеалиста. Васенька балан сирует на грани любви и ненависти, веры и разочарования (показательна сцена первого объяснения с Макарской, амплитуда отношений в которой от «я люблю» до «дрянь, дрянь!»). Отец опасается, что у сына «просто нет характера». Не получи он умной и доброй поддержки, может произойти даже трагедия: слом человеческой личности, полная утрата веры в идеалы. Но Вампилов в «Старшем сыне» ещё не концентрирует внимание на угрозе «провинциализма» всяческим проявлениям человечности. Пьеса имеет оптимистически звучащий финал: её венчает дружный счастливый смех «братьев» не по крови, а по духу: Бусыгин сумел понять и полюбить чужих ему Сарафановых. Сарафановы силой своей человечности преодолевают в себе всё на носное, фальшивое. Герои довампиловской драматургии, изменяясь к лучшему, обретали духовное единство с обществом, с большинством людей. Герои Вампилова, 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz