Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Те, кого мы называем «ненормальными» героями Вампилова, - это люди различного возраста: от 15-летнего Васеньки («Старший сын») до старика Еремеева («Прошлым летом в Чулимске»), различного социально­ го положения, культурного уровня, образования. Объединяет их свой стиль жизненного поведения, отношения к людям, к своим обязанностям. Можно говорить об особом мироощущении людей такого типа. Они отли­ чаются от «нормальных» человеческим, творческим подходом ко всему, что делается ими в жизни, и потому они индивидуальны как личности. Драматург ценит в своих «ненормальных» героях их непрактичность и бескорыстие, их повышенную эмоциональность. Это любимые герои Вам­ пилова, которые во многом выражают его авторское мироощущение и в известном смысле могут классифицироваться как «положительные». Од­ нако следует подчеркнуть нетрадиционность положительного героя драма­ тургии Вампилова. Обычно положительный персонаж является активным центром одного из конфликтующих лагерей. У Вампилова же нет чётко выраженного идейного конфликта, его пьесы богаты внутренними глубоко психологическими противоречиями. В силу этого «ненормальные» герои не вступают в открытый конфликт с «нормальными», не проявляют ини­ циативы в борьбе. Скорее напротив, «ненормальные» чаще всего оказыва­ ются в положении людей, нуждающихся в защите, заботе, понимании - в человеческом отношении к себе. И отношение к ним других героев - пока­ затель человечности. «Провинция», какой её изображает Вампилов, часто оказывается неспособной оценить «ненормальность», отчего положение любимых героев Вампилова оказывается либо глубоко драматическим (Еремеев, Сарафанов, Таня, Ирина), либо граничащим с трагедией (Вален­ тина). Заметим, что эти герои не одерживают фактических побед. Напро­ тив, в результате происшедших событий они оказываются обманутыми (Сарафанов, Таня), оскорблёнными (Васенька), униженными (Ирина). Но моральная победа принадлежит им. Однако эти моральные победы осоз­ наются больше читателем и зрителем, чем самими «провинциалами». И тем не менее происходящее в рамках пьесы всегда оказывает некоторое благотворное воздействие на «провинцию» и безусловно способствует из­ менению к лучшему её морального климата. Вокруг «ненормальных» об­ разуется особая хрупкая атмосфера добра, любви, дружбы. Они нужны «провинции», без них она мертва. Однако было бы излишним утверждать, что в образах «ненормаль­ ных» Вампилов видел единственно возможный вариант истинно человече­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz