Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Особое внимание обращает на себя образ администратора гостиницы «Тайга» Калошина («Провинциальные анекдоты»). Это тоже воинствую­ щий хам, но хам более высокого административного ранга. Калошин - тип современного начальствующего невежды, жалкий трус. Он напуган в бук­ вальном смысле до смерти: грубо вытолкнул за дверь «метранпажа»! Кто такой «метранпаж», Калошин в силу своего глубочайшего «провинциаль­ ного» невежества не знает и не исключает возможность того, что «метран­ паж» - это высокий столичный начальник. Дабы как-то оправдать свой «дикий» поступок, Калошин разыгрывает сумасшествие, и розыгрыш этот заканчивается для него весьма нешуточным сердечным приступом. Перед смертью герой испытывает потребность исповедаться. Его исповедь за­ служивает внимания. Перед нами предстаёт жизнь человека, который «не за тем погнался». Калошин «вращался... во всех сферах», имел дело с «ту­ ристами, с инвалидами, со шпаной, бывало. Большим начальником, прав­ да, никогда не был, но всё же... Одно время был... даже директором кино­ театра. И везде, бывало, что-нибудь да получится. То инвентаря, бывало, не хватит, то образования...» [147, с. 264]. Такие, как Калошин, наносят непоправимый ущерб «всем сферам», тем, что от них, какой бы пост они не занимали, всегда можно ждать лишь одного: грубого, самодовольного, не осознающего себя невежества. Кало­ шин и ему подобные и есть та стена, которую «лбом не прошибёшь». В критический момент герой осознаёт, что жизнь прошла впустую. Он вспоминает о добре, справедливости, порядочности - о том, что принёс в жертву своей начальственной видимости. Вампилов, как всегда, даёт своему герою минутное прозрение. Драматург не льстит надеждой ни себя, ни зрителей на исправление, моральное выпрямление Калошина. Финал - выздоравливающий Калошин собирается начать новую жизнь и для этого меняет место работы - ироничен. В том-то и смысл, и беда, что исправить нельзя. Поздно! Закостенели в своей «дикости», сосредоточием которой в творчестве Вампилова является провинциальная гостиница «Тайга» («Про­ винциальные анекдоты»), где мы встречаемся со всеми типами «нормаль­ ных» героев. Но ростки духовного неблагополучия дают о себе знать в каждой пьесе Вампилова. Иногда достаточно лишь упоминания: «грабанули киоск с водкой - в Потеряихе, в Табарсуке тракторист избил жену» («Прошлым летом в Чулимске») - и становится ясной «провинциальная» атмосфера, для определения которой самое удачное слово «дикость». 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz