Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Особое внимание обращает на себя образ администратора гостиницы «Тайга» Калошина («Провинциальные анекдоты»). Это тоже воинствую щий хам, но хам более высокого административного ранга. Калошин - тип современного начальствующего невежды, жалкий трус. Он напуган в бук вальном смысле до смерти: грубо вытолкнул за дверь «метранпажа»! Кто такой «метранпаж», Калошин в силу своего глубочайшего «провинциаль ного» невежества не знает и не исключает возможность того, что «метран паж» - это высокий столичный начальник. Дабы как-то оправдать свой «дикий» поступок, Калошин разыгрывает сумасшествие, и розыгрыш этот заканчивается для него весьма нешуточным сердечным приступом. Перед смертью герой испытывает потребность исповедаться. Его исповедь за служивает внимания. Перед нами предстаёт жизнь человека, который «не за тем погнался». Калошин «вращался... во всех сферах», имел дело с «ту ристами, с инвалидами, со шпаной, бывало. Большим начальником, прав да, никогда не был, но всё же... Одно время был... даже директором кино театра. И везде, бывало, что-нибудь да получится. То инвентаря, бывало, не хватит, то образования...» [147, с. 264]. Такие, как Калошин, наносят непоправимый ущерб «всем сферам», тем, что от них, какой бы пост они не занимали, всегда можно ждать лишь одного: грубого, самодовольного, не осознающего себя невежества. Кало шин и ему подобные и есть та стена, которую «лбом не прошибёшь». В критический момент герой осознаёт, что жизнь прошла впустую. Он вспоминает о добре, справедливости, порядочности - о том, что принёс в жертву своей начальственной видимости. Вампилов, как всегда, даёт своему герою минутное прозрение. Драматург не льстит надеждой ни себя, ни зрителей на исправление, моральное выпрямление Калошина. Финал - выздоравливающий Калошин собирается начать новую жизнь и для этого меняет место работы - ироничен. В том-то и смысл, и беда, что исправить нельзя. Поздно! Закостенели в своей «дикости», сосредоточием которой в творчестве Вампилова является провинциальная гостиница «Тайга» («Про винциальные анекдоты»), где мы встречаемся со всеми типами «нормаль ных» героев. Но ростки духовного неблагополучия дают о себе знать в каждой пьесе Вампилова. Иногда достаточно лишь упоминания: «грабанули киоск с водкой - в Потеряихе, в Табарсуке тракторист избил жену» («Прошлым летом в Чулимске») - и становится ясной «провинциальная» атмосфера, для определения которой самое удачное слово «дикость». 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz