Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ся, плоско шутят, навязывают свой мещанский вкус и стиль поведения ок ружающих. «Дикари» подвластны лишь голосу собственной утробы. Они не только ничего не понимают, но и не хотят понимать. С такими людьми невозможно найти общий язык; хамство и пошлость - вот два варианта ре акции «дикарей» на окружающий мир. Образец хамства и пошлости - по ведение двух командировочных в гостинице («Провинциальные анекдоты»). Казалось бы, отношение к подобным героям вполне определенно, однако Вампилов упорен в поисках души даже у окончательно «заблуд- ных». Напомним, что достигшая апофеоза «дикости» расправа «варваров» над «ангелом» - обвинение во всех смертных грехах человека, предло жившего бескорыстную помощь, - сменяется в финале столь же активным участием со стороны «варваров», но уже не к непонятному им «ангелу», а вполне понятному «грешнику» - человеку, потерявшему (и во многом по его собственной вине) мать. Герои пьесы, объединённые горем, которое «с каждым может случиться», на какое-то мгновение пробуждаются к совес ти, к смыслу жизни. Но есть определённая доля горечи в том, что «отрез вить» этих людей может только крайняя мера наказания за их «варварст во» - смерть (угроза смерти Калошину, смерть матери Хомутова - «Про винциальные анекдоты»). Они ещё не утратили способности сочувствовать горю. На мгнове ние героев соединила трагедия. Радость, каждодневные заботы, труд их уже соединить не могут. В этом они разобщены. «Дикость» наносит непоправимый вред обществу. В атмосфере, отрав ленной ею, постепенно начинают преобладать «дикие» настроения: подоз рительность, цинизм, равнодушие. Показательно, что все о битатели гости ницы объединяются в гонении на «ангела». Такие разные в социальном по ложении, в уровне культурного развития, такие нете рпимые к проявлению хамства, они, тем не менее, сошлись в мнении о том, что бескорыстного до бра не бывает. В минуту прозрения скрипач Базильский скажет: «Это ужас но, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали... Прошу Вас, не думайте, что мы уж такие отпетые... Это было что-то ужас ное, наваждение какое-то, уверяю вас... Мы должны были в Вас верить - конечно! Мы были просто обязаны...» [147, с. 288]. Обращает на себя вни мание слово «обязаны». Люди обязаны верить в добро именно потому, что они люди, что это продиктовано человечностью. Если человек охотнее ве рит в зло, чем в добро, и откликается лишь на горе, а радоваться предпочи тает по своему «дикому» вкусу - это симптом тяжёлого заболевания души. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz