Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
няющие собой «провинцию» и задающие ей свой модный разухабистый тон, - явление более тревожное, чем забавное. Можно говорить о «жертвах» их влияния. Прежде всего, это молодые женщины, утратившие веру в настоящее счастье, в замужество, материнст во. Легкомыслие «симпатичных нахалов» сеет горечь разочарований, кото рая прикрывается цинизмом. Печальна, по сути трагична судьба одиноких женщин - героинь Вампилова (Макарская, Кашкина, Вера). Полны горькой иронии слова Макарской: «Мир раскололся пополам - на женихов и наха лов. С женихами - скука, с нахалами - слёзы. Вот и поживи!» [147, с. 129]. Интересно, что при всей внешней несхожести с «положительными» нормальными героями герои типа Сильвы и Камаева имеют много общего с ними по своей внутренней сути. Анализируя пьесу «Старший сын», кри тик И. Шайтанов пишет: «Сильва и Кудимов - крайности, но одного жиз ненного принципа... Это крайности, которые смыкаются в некоторых су щественных чертах. И рассудительный Кудимов, и безалаберный Сильва живут без мысли, без естественной человечности... Сильва и Кудимов - люди, никогда не соприкасавшиеся с областью творчества не только в сфе ре искусства, но и в сфере элементарной мысли» [134, с. 142]. Можно говорить о том, что «симпатичные нахалы» - это первая сту пень к деградации личности. В пьесах Вампилова мы встречаемся с на стоящими «варварами», в жизнь которых привычно вошли пьянство, де боши, скандалы. Они диктуют окружающим законы воинствующей по шлости. О высоком развитии интеллектуальной или эмоциональной сферы у этих героев говорить не приходится. Отношение таких людей к «ближнему своему» определённо: они всех судят по своим нравственным (вернее, безнравственным) меркам. В их представлении мир населён жуликами, жлобами, прощелыгами и вора ми. Простое человеческое участие им непонятно. Человека, откликнувше гося на зов о помощи (их же зов!), они готовы связать и сдать в сумасшед ший дом, руководствуясь при этом неоспоримой для них истиной: «просто так ничего не бывает». Их жизненная концепция сводится к следующему: «Честный человек - это тот, кому мало дают» [147, с. 71]. Там, где обосновываются «дикари», жизнь искажается. Из неё ухо дит не только высокий смысл (как при общении с «симпатичными нахала ми»), она становится не только мертвенно-скучной (как при общении с «правдолюбцами»); жизнь становится просто невыносимой. Нельзя жить в мире дикарей, где «визжат», «орут», «стучат в стену», вульгарно одевают 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz