Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

вое замечание, дающее представление о бездуховной жизни посёлка, Ме- четкин безапелляционно отвечает: «Глупо вы, между прочим, рассуждае­ те... Глупо и в корне неверно. И все ваши несчастья, между прочим, за­ ключаются в том, что вы не выписываете ни одной газеты... А то бы вы знали, что через несколько лет через нас пройдёт железная дорога» [147, с. 332]. Замечание Мечеткина ничего, кроме грустной улыбки, вы­ звать не может. Перед нами человек слепой к действительности... Кудимов («Старший сын») страдает эмоциональной глухотой. Его принцип «всегда говорить правду» несостоятелен в ситуациях высокого эмоционального накала, требующих от героя не столько прямолинейной честности, сколько душевного такта. Герои, подобные Мечеткину и Кудимову, достаточно распростране­ ны и представляют собой нешуточную опасность. Правильные гуманисти­ ческие принципы советской морали искажаются ими, ибо таким героям не дано понять, что эти принципы не исключают, а предполагают духовный рост личности, который не обходится без ошибок, тупиков, сомнений. Вампилов не против правил поведения и чёткого претворения их в жизнь - он против омертвления жизни «футлярством» («нормальные» героя данно­ го типа - прямые потомки чеховского «Человека в футляре»). Один лозунг или правило ничего не решают; должно быть поистине человеческое обес­ печение претворений того или другого в жизнь. Человек, начинённый принципами, каждый свой и чужой шаг сверяющий ими, но лишённый при этом человечности, ничего, кроме презрения и досады, вызвать не может. Он обкрадывает себя и других, он лишён естественности поведения. В пьесах Вампилова такие герои наказываются презрением. Инте­ ресно, однако, что принципы, ими проповедуемые, в конечном итоге, пре­ творяются в жизнь. Самый убедительный пример тому —победа правды над ложью в отношениях героев пьесы «Старший сын». Но путь к таким победам прокладывают не зануды-правдолюбы, к правде приводит людей их человеческое. Второй тип «нормальных» людей, на первый взгляд, прямо противо­ положен первому. «Отрицательность» представителей этого типа не может вызвать сомнений. К нему относятся герои, начисто лишённые каких бы то ни было моральных принципов, живущие легко, не задумываясь. К. Руд­ ницкий в статье «По ту сторону вымысла» настаивает на весьма жёстком, но очень выразительном определении сути таких персонажей: «Вероятно, можно было бы удовлетвориться более кроткими синонимами и говорить о 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz