Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

«Нормальные» люди в пьесах драматурга различны по своему воз­ расту, социальному положению, темпераменту: от буйного, безудержного Пашки («Прошлым летом в Чулимске») до олицетворяющего собой точ­ ность, дисциплинированность Кудимова («Старший сын»). Но всех их объединяет одно: им не дано быть человечными, не дано любить и быть любимыми. «Нормальные» герои Вампилова не могут построить прочных чело­ веческих отношений, у них не складывается дружба, любовь, семейные от­ ношения. Такие герои всегда остаются в одиночестве, они, в конечном итоге, покрываются позором, так как их выгоняют, им отказывают во вза­ имном чувстве, их презирают. Это закономерный итог их нечуткости, гру­ бой душевной организации. «Нормальные» люди лишены каких-либо внутренних противоречий, им неведомы нюансы настроений, полутона взаимоотношений. Отношение автора и зрителя к «нормальным» едко ироническое, не­ приязненное. Однако при общности отдельных моментов: отношение ок­ ружающих, жизненные итоги - лагерь «нормальных» героев неоднороден. Выделяются отдельные типы «нормальных» людей, не похожих друг на друга по внешнему рисунку поведения (при этом сохраняется внутренняя сущность - бездуховность). Из пьесы в пьесу переходит тип зануды, или тип так называемого су­ губо «положительного» героя. Нетрудно заметить, что Фролов («Проща­ ние в июне»), Кудимов («Старший сын»), Кузаков («Утиная охота»), Ме- четкин («Прошлым летом в Чулимске») при различии в возрасте и общест­ венном положении имеют много общего во взглядах на жизнь. В предше­ ствующей Вампилову драматургии утвердилось представление о положи­ тельном герое современности как о человеке принципиальном, честном, прямом. В. Розов заметил опасность спекуляцией этими качествами в уго своекорыстным целям и потребовал от героев соответствия слов делу, ра­ зоблачил прикрывающихся высокими принципами лицемеров типа Маш­ кова («Традиционный сбор»), Лапшина («В поисках радости»), Селищева («Затейник») и т.д. Заявил, что такие герои способствуют разрушению, а не упрочению моральных общественных норм. Герои типа Кудимова и ему подобных в драматургии Вампилова лишь на первый взгляд напоминают розовских лицемеров. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz