Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

же обрушил на героиню свой сарказм, разубеждая её в желании восстанав­ ливать палисадник, смутил вниманием к её красоте, а после искреннего душевного порыва - ответа на его ласку - холодно оттолкнул. В разговоре героя с Валентиной чувствуется всё та же раздвоенность между живым че­ ловеческим отношением Шаманова к миру и искусственно охраняемым в себе желанием полнейшего равнодушия ко всему. Объяснение с Валенти­ ной явилось толчком к перелому в сознании Шаманова, но перелом этот произошёл не в момент самого свидания, а значительно позже. Для полно­ го освобождения ото «сна» он должен был пройти через сильные эмоцио­ нальные потрясения: ссору с Кашкиной, Пашкой, через испытание смер­ тью. Всё это вместе породило в нём острые чувства, которые обновили душу Шаманова, сделали её открытой миру, людям. Однако процесс, про­ исшедший с героем, был как бы автономен, т.е. шёл параллельно по отно­ шению к тому, что испытывала после объяснения Ватентина. В её душе в это время происходило прямо противоположное. Девушка на время утра­ тила весь тот высокий мир любви, который она несла в себе и который по­ строен был на вере в Шаманова. Валентина как бы опустошила себя, и в этом состоянии ей ничего не стоило «махнуть рукой» на палисадник, на себя. В этом и заключена вина героя. Он дорого заплатил за своё возрож­ дение к жизни - заплатил бедой другого человека. Таковы главные герои Вампилова. Нетрудно заметить, что отличи­ тельной чертой драматургии Вампилова является то, что он не связывает с главным героем представлений об идеале. Главный герой не выражает положительной нравственной програм­ мы автора. Центр «идейной тяжести» в пьесах Вампилова чаще не в глав­ ных, а во второстепенных героях. 3. Типы героев-«провинциалов» в драматургии А. Вампилова У Вампилова есть свой круг излюбленных, переходящих из пьесы в пьесу персонажей. В них драматургу удалось уловить и выразительно очертить некоторые типа своих современников. Мы говорили о противоречиях, заключённых внутри «провинции»: борьба человечности с бездуховностью. Естественно, что носителем того и другого являются люди - «провинциалы». Все герои Вампилова условно могут быть разделены на два типа: используя терминологию самого драма­ турга, назовём их «нормальными» и «ненормальными». 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz