Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

начала. Неслучайно пьеса написана не о Шаманове, разочарованном в жизни, а о Шаманове, возрождающемся к ней. В душе героя происходит значительный, во многом решающий для его судьбы переворот. Мотив возрождения в творчестве Вампилова всегда был связан с обогащением духовного опыта героя, с пробуждением в нём человечности. Герои рус­ ской литературы XIX века («лишние» люди), обречённые на одиночество, тем не менее, находили определённое спасение - пусть временное, траги­ чески окрашенное - в любви. Любовь предполагает пробуждение души. Именно через любовь приходили герои Достоевского к истинной вере; ге­ рои Чехова - к душевному покою, герои Тургенева - к земному счастью, герои Толстого - к воскрешению. На Шаманова произвело сильное впечатление признание в любви семнадцатилетней девочки. Это стало настоящим духовным событием в его жизни. Шаманова поразило, что существует ещё нечто настоящее, воз­ вышенное, прекрасное. Разговор с Валентиной внёс в жизнь героя какой-то особый смысл. Шаманов совершает ряд поступков, мотивированных силь­ ными душевными порывами. Поведение Шаманова как бы противоречит даже здравому смыслу: он рискует жизнью, подставляя себя под дуло пис­ толета, пишет записку Валентине, ссорится с Кашкиной; упрямо разыски­ вает Валентину. Особого внимания заслуживает сцена ссоры с Пашкой. Объяснить её трудно: что заставляет Шаманова дразнить Пашку, лезть под дуло, искать смерти? Вампилов не помогает нам в объяснении происходящего: авторские пояснения в этой сцене большей частью объективно нейтральны. Лишь одно замечание указывает на состояние героя - «кричит истерически». На­ лицо истерика, в которой одновременно находят своё выражение и уста­ лость от жизни, и желание смерти, и живое чувство ненависти к пошлости. Сцена может быть сопоставлена с финальной сценой попытки самоубийст­ ва Зиловым в пьесе «Утиная охота». Но там выстрел не прозвучал, здесь же Шаманов избегает смерти буквально чудом: пистолет дал осечку. Герой как бы рождается вновь. Такой сюжетный ход весьма характерен для Вам­ пилова: его герои переживают состояние, если можно так сказать, несосто- явшейся смерти (Букин, Калошин, Зилов, Шаманов). Но если раньше драматург оставлял своих героев именно в этот мо­ мент, вмещающий в себя чрезвычайно много: и прозрение, и радость, и не­ которое разочарование, и жажду перемен, - то в последней своей пьесе он изображает героя после этого момента. Почему? Перерождение Зилова и 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz