Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
что дух их не приемлет законов среды. Герои, если можно так сказать, пас сивно противопоставляют себя действительности. Явление людей, по рвавших со средой, характерно для общества, где стандарт и усреднён- ность, рассчитанные на скучную посредственность, начинают становиться нормой. В мире «провинции», созданном Вампиловым, это, к сожалению, так. Поэтому и возникает в его творчестве явление Шаманова - личности, об речённой на жизнь, лишённую смысла и чувства, осознающую это, стра дающую от этого. Шаманов не принимает законы городской среды; творящееся в ней он склонен переносить на жизнеустройство вообще; убеждение в том, что «стену лбом не прошибёшь», становится для него универсальным принци пом поведения. Герой не тешит себя надеждой найти справедливость хоть где-либо: он уверен, что любая гражданская или просто человеческая ак тивность лишь «напрасный труд». Шаманов бежит от любых форм дея тельности в пассивность, созерцательность. Его желание - «хочу на пен сию» - на деле означает «хочу полной отстранённости от жизни». Шаманов изобретает путь отступника, дезертира. Бегство в Чулимск - самый лёгкий выход из положения. В душе Шаманова нет сил для откры той борьбы, их хватило лишь на то, чтобы разорвать связь с неустраивав шим его миром, но создать нечто новое он не может. В нём, очевидно, слишком сильно убеждение в бесполезности каких-либо преобразований. Шаманов, каким мы видим его в начале пьесы, кажется мёртвым: от сутствие желаний, мыслей, интереса. И это не оттого, что он как личность не способен ни к чему этому, а оттого, что ни мысль, ни желание не реали зуются для него в удовлетворяющей его степени. Но состояние выключенности из действительности ощущается Ша мановым как состояние болезненное, противоестественное. Против него бунтует сама человеческая природа героя. Шаманов мучительно пережива ет состояние скуки и апатии. При внешнем спокойствии ему присуща внутренняя раздражённость. Она проявляется в манере разговора. Вспом ним постоянные ссоры Шаманова с Кашкиной: герой резок, взвинчен, не сдержан, порой откровенно груб. Шаманов несёт в себе внутренний кон фликт, который можно определить так: субъективное желание ухода от действительности сталкивается с объективностью требований жизни. Жизнь не отпускает героя, заставляя принимать в себе участие. И герой откликается на это, что лишний раз доказывает наличие в нём духовного 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz