Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

служебный долг. Драматурги изображают конкретные истории, проис­ шедшие с героями. Разрешение конфликта в сложившейся ситуации, как правило, исчерпывает затронутую в пьесе проблему. Отсюда сюжетная и смысловая завершённость произведений Розова, Арбузова, Алёшина, Штейна и др. Для Вампилова характерен иной масштаб осмысления описываемых событий. Конфликт гораздо значительнее: показано столкновение героя не с трудностями конкретной ситуации, а со сложностями мировоззренческо­ го характера. Особое внимание следует уделить нравственно-этическому содержанию образа Шаманова. Именно оно позволяет усматривать опре­ делённую связь героя Вампилова с героями русской литературы XIX века (Онегин, Печорин, Обломов). И в том и в другом случае мы имеем дело с разрывом человека и действительности. Герой порывает духовную связь с жизнью в силу того, что окружающие его явления не соответствуют уров­ ню его нравственных запросов. Мы имеем дело с определённой человече­ ской натурой, которая в условиях XIX века придавала герою известные черты «лишнего человека», а в условиях современности - форму мысли и поведения героя Вампилова. Что мы имеем в виду, говоря об определённой человеческой натуре? Очевидно, это комплекс природных задатков - ума и эмоциональности. Это может быть названо породой, которой обладают не все люди, которая чувствуется уже в самом облике. Это та особенность, которая не пропадает в человеке, несмотря на условия его жизни. Это фун­ дамент для развития индивидуальности. Если этого развития в полной ме­ ре не происходит, то человек, наделённый такой натурой, становится двой­ ственным: очевиден разительный контраст внешнего многообещающего обличия и внутренней духовной несостоятельности. Таков, на наш взгляд, Зилов. В критике есть попытки сравнить Зилова с «лишними» людьми XIX века [17, 96, 120]. Эти попытки кажутся нам необоснованными в том смысле, что Зилов - слишком мелкая в духовном отношении личность. Шаманов более близок «лишним» людям XIX века. Такой человек всегда немного выше, значительнее окружающих его людей. Вспомним, что «лишние» люди XIX века отличались недюжинно­ стью натуры, не метив при этом ни в гении, ни в пророки, ни в вожди. Можно сказать, что люди эти из числа обыкновенных, но с большей, чем у остальных, степенью развитости ума. В силу этого они всегда хотят боль­ ше того, что им предлагает среда, в которой они вынуждены жить. Однако желания их часто не поддержаны действием. Они удовлетворяются тем, 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz