Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
служебный долг. Драматурги изображают конкретные истории, проис шедшие с героями. Разрешение конфликта в сложившейся ситуации, как правило, исчерпывает затронутую в пьесе проблему. Отсюда сюжетная и смысловая завершённость произведений Розова, Арбузова, Алёшина, Штейна и др. Для Вампилова характерен иной масштаб осмысления описываемых событий. Конфликт гораздо значительнее: показано столкновение героя не с трудностями конкретной ситуации, а со сложностями мировоззренческо го характера. Особое внимание следует уделить нравственно-этическому содержанию образа Шаманова. Именно оно позволяет усматривать опре делённую связь героя Вампилова с героями русской литературы XIX века (Онегин, Печорин, Обломов). И в том и в другом случае мы имеем дело с разрывом человека и действительности. Герой порывает духовную связь с жизнью в силу того, что окружающие его явления не соответствуют уров ню его нравственных запросов. Мы имеем дело с определённой человече ской натурой, которая в условиях XIX века придавала герою известные черты «лишнего человека», а в условиях современности - форму мысли и поведения героя Вампилова. Что мы имеем в виду, говоря об определённой человеческой натуре? Очевидно, это комплекс природных задатков - ума и эмоциональности. Это может быть названо породой, которой обладают не все люди, которая чувствуется уже в самом облике. Это та особенность, которая не пропадает в человеке, несмотря на условия его жизни. Это фун дамент для развития индивидуальности. Если этого развития в полной ме ре не происходит, то человек, наделённый такой натурой, становится двой ственным: очевиден разительный контраст внешнего многообещающего обличия и внутренней духовной несостоятельности. Таков, на наш взгляд, Зилов. В критике есть попытки сравнить Зилова с «лишними» людьми XIX века [17, 96, 120]. Эти попытки кажутся нам необоснованными в том смысле, что Зилов - слишком мелкая в духовном отношении личность. Шаманов более близок «лишним» людям XIX века. Такой человек всегда немного выше, значительнее окружающих его людей. Вспомним, что «лишние» люди XIX века отличались недюжинно стью натуры, не метив при этом ни в гении, ни в пророки, ни в вожди. Можно сказать, что люди эти из числа обыкновенных, но с большей, чем у остальных, степенью развитости ума. В силу этого они всегда хотят боль ше того, что им предлагает среда, в которой они вынуждены жить. Однако желания их часто не поддержаны действием. Они удовлетворяются тем, 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz