Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Литература XX века не отказалась от мотива «бегства». Его мы на­ ходим в творчестве Ал. Толстого, Леонова, Шолохова. Однако мотив этот приобрёл некоторые особенности, по сравнению с тем, как он был реали­ зован в русской классической литературе. «Бегство» героев теперь связано большей частью с изменениями социальных условий, обусловлено рево­ люционными событиями. Если для «лишних людей» XIX века обретение себя - обретение общественно-нравственного идеала, то для героев типа Григория Мелехова («Тихий Дон»), Рощина («Хождение по мукам») мотив «прихода к себе» приобретает социально-политическую окраску, что обу­ словлено своеобразием сложившейся в те годы и описываемой авторами исторической обстановки. Правда, обретают идеал далеко не все «бегле­ цы»: некоторые, напротив, теряют его («Еу§еша 1уапоупа», «Тихий Дон»), но, теряя, они осознают (или чувствуют) ошибочность своих взглядов. В 40-е, 50-е годы мотив «бегства» как мотив неудовлетворённости действительностью затухает в литературе и начинает появляться вновь лишь в 60-е годы. Особое внимание следует уделить драматургии этого периода. Мотив «обретения» в литературе преобладает над мотивом «разоча­ рования». Герои испытывают порой неудовлетворение от того, с чем им приходится сталкиваться. Им чужды мещанство, эгоизм, иждивенчество. Герои Розова, Арбузова вырываются из душного мирка собственнических настроений в большой мир коммунистического строительства. Они нахо­ дят себя в труде, в коллективе, в настоящей любви и дружбе (Розов «В добрый час», Арбузов «Иркутская история»), В драматургии этого пе­ риода имел место и герой-индивидуалист, страдающий «печоринством», избегающий коллектива и противопоставляющий себя ему («Выбор», «Счастливые дни несчастливого человека», Арбузов). Но такое «бегство» в индивидуализм оказывается несостоятельным. Герой либо осознаёт свою вину и возвращается в коллектив, либо осуждается и сурово наказывается одиночеством («Счастливые дни несчастливого человека»). Герой пьесы «Прошлым летом в Чулимске», на наш взгляд, в какой- то степени может быть соотнесён с «лишними» людьми русской литерату­ ры XIX века, хотя, повторяем, прямые сопоставления здесь выглядят весь­ ма необоснованными. На мысль об общности наводит прежде всего то, что герой Вампилова находится в конфликте с жизнью вообще. Для советской драматургии 60-х годов характерны конфликты локальные, ограниченные рамками обыгрываемой в пьесе ситуации: человек и любовь, человек и 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz