Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
рой «Утиной охоты». Шаманов, если можно так сказать, слишком порядо чен для того, чтобы находить утешение в истеричных фарсах. Но он не в силах более терпеть постоянное душевное неудобство от соприкосновения с чуждыми по духу людьми. Шаманов совершает «побег». И это первое действительное бегство, осуществлённое героем Вампилова не на словах, а на деле. Вспомним, что другие вампиловские герои (Колесов, Калошин, Зилов) лишь собирались порвать с надоевшим им кругом жизни, но желания их оставались неосу ществлёнными в рамках пьесы. «Бегство» не увязывалось с названными героями, всерьёз в связи с ними не воспринималось: они плоть от плоти среды. Шаманов первым из героев Вампилова совершил решительный по ступок, выдающий в нём достаточно сильную личность. Драматург в обра зе Шаманова пытается создать новый современный социально-психологи ческий тип человека. Истоки появления этого типа в советской литературе, на наш взгляд, в традициях русской классической литературы. Шаманов ассоциируется для нас с явлением «лишнего» человека в литературе XIX века, хотя пря мые сопоставления в данном случае выглядели бы весьма неубедительны ми. Сопоставления, на наш взгляд, могут вестись лишь в нравственно этическом аспекте. Мотив «бегства» был весьма распространён в русской литературе XIX века. Из произведений романтиков он перешагнул в реалистическую литературу и был нерасторжимо связан с ведущими проблемами того вре мени: проблемой «лишнего человека», нравственного самоусовершенство вания. Герои - «беглецы», как правило, были людьми высокой духовности, недюжинности человеческой натуры. Не удовлетворённые сущим, они вступали в конфликт в действительностью. Поиски идеала сопровождались муками совести, болезнью души. «Лишние люди», отличаясь друг от друга иногда принципиально, тем не ме нее, были сходны в страдании «чувствовать себя чуждым всему этому» (Белинский). Судьбы таких героев были отмечены трагизмом: обретение нравственного идеала, удовлетворяющего высокие духовные потребности этих людей, в условиях того общества было невозможно. Они были обре чены на душевное одиночество, которое, в конечном итоге, приводило к смерти - физической или духовной. Таковы Онегин, Печорин, Рудин, Обло мов... 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz