Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
виняемым был «сынок» значительного в городе лица. Шаманов добивался справедливого суда, но потерпел неудачу. Разочаровавшись, герой поки нул город, оставил семью и уехал в глухой таёжный посёлок. Происшед шее достаточно красноречиво говорит о морали, утвердившейся в юриди ческой сфере города, но его нельзя рассматривать лишь как локальную, связанную только с делами службы историю. Всё гораздо сложнее и зна чительнее. На наш взгляд, Шаманов - не просто борец за справедливость, не наивный идеалист, споткнувшийся о серьёзное жизненное испытание. В городской среде герой не был исключением. Напротив, он охотно мирился с законами среды: говоря словами Кашкиной, Шаманов «процветал», «жена была чья-то там дочь... и очень красивая», у него всё было. Показа тельно, что требование Шамановым справедливого суда над «сынком» всех удивило: «Никто не ожидал, что ты захочешь его посадить...» [147, с. 311]. Шаманов, скорее всего, был одним из многих, не подавал ни каких признаков исключительности. Но в душе его, видимо, происходила какая-то сложная внутренняя борьба, росло несогласие с законами «зи- ловщины», которое вылилось в конечном итоге в открытый протест - фак тический разрыв с окружающим. Можно предполагать вспышку озлоблен ности, напоминающую истерику Зилова. Вампилов не раскрывает подроб но то, что произошло с Шамановым в городе, но мы можем достаточно от чётливо представить себе это именно благодаря «Утиной охоте». «Утиная охота» посвящена проблеме пагубного влияния «зиловщи- ны» на душу человека. Последняя пьеса Вампилова поднимает иную про блему, неразрывно связанную с предыдущей: проблему спасения человека, отравленного ядом «зиловщины». Основные предпосылки такого спасения Вампилов видит в личности героя. При общности некоторых черт натуры Шаманов и Зилов - люди разные. Главное их отличие заключается в том, что в соприкосновении со средой у Зилова душевных сил хватает лишь на пьяный дебош, в нём находит своё стихийное выражение потребность справедливости. Шаманов же способен на большее - на разрыв со средой: он совершает бегство из неустраивающего его мира. Шаманов - герой во многом новый для Вампилова, не характерный для его предшествующего творчества. Это самая значительная личность в ряду главных мужских образов (Колесов - Бусыгин —Зилов - Шаманов). Это человек более глубокого духовного опыта, в силу этого и взаимоот ношения его со средой принимают более серьёзный и последовательный характер. Он не может раствориться в «зиловщине» так, как это делает ге 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz