Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

среди «мертвецов». Таким образом, из сопоставления героя Вампилова с героем пьесы Арбузова «Счастливые дни несчастливого человека» напра­ шивается вывод о нетрадиционное™ героя «Утиной охоты». Можно гово­ рить о том, что у Зилова нет предшественников в советской драматургии. Как порождение среды в ней обычно рассматривался положительный ге­ рой современности. Герой же отрицательный либо противопоставлялся среде, и всё негативное в его характере объяснялось причинами субъек­ тивного характера (индивидуализм - пережиток прошлого), либо находил­ ся где-то на периферии авторского и зрительского внимания, выполняя функцию контрастного фона и не подвергаясь тщательному художествен­ ному исследованию (Феликс «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, Кирилл «Старшая сестра» А. Володина). Образ Шаманова («Прошлым летом в Чулимске») - последний в ря­ ду главных героев Вампилова. Критика единодушна в мнении о том, что это типичный для Вампилова характер, который движется от пассивности к действию. Особенно ощутима связь Шаманова с главным героем «Ути­ ной охоты». Так, Бугров пишет: «Контуры безрадостной биографии Зилова явст­ венно вырисовываются и в судьбе Шаманова - равнодушного, ко всему безразличного человека» [21, с. 98]. Героев роднят духовное неблагополу­ чие при достаточном благополучии материальных факторов жизни, ду­ шевный настрой, лень, преждевременная усталость, инертность, автома­ тизм поведения, неразборчивость привязанностей, известный цинизм суж­ дений, отсутствие интереса к жизни. В последней пьесе Вампилова вновь поднята проблема угрозы человеку духовной гибели. Общность созданных характеров во многом объясняется общностью сред, в которых они сформировались. Городская среда, покинутая Шамановым, по всей видимости, мало отличается от зиловского окружения. И для неё характерен тот «провинци­ альный» настрой, в котором нет места духовному. Вампилов не показывает героя в непосредственном соприкосновении с городской средой - мы по­ лучаем представление о ней ретроспективно: Кашкина напоминает Шама­ нову некоторые подробности его прежней жизни. Её рассказ - выразитель­ ная зарисовка нравов города. Впечатляет образ бывшей знакомой героя - Ларисы: перед нами типичная представительница зиловщины - «умная ба­ ба, но подлая». Показательна история, произошедшая с Шамановым. Буду­ чи следователем, он вынужден был вести следствие по делу, в котором об­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz