Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

носит он в жертву всё человеческое в себе: любовь, сыновнюю привязан­ ность, порядочность. Перед нами - талантливый себялюбец, противопос­ тавивший себя всем. Итог его жизни печален и плачевен - одиночество, безрезультатность научной работы. На первый взгляд, Зилов похож на героя Арбузова. Критика справед­ ливо упрекает его в эгоизме, индивидуализме. Но почва, на которой произ­ растают эти качества у Зилова, иная, чем у Крестовникова. Крестовников - эгоист, осознающий и культивирующий в себе превосходство над другими. Его поступки - всегда сознательный выбор между «быть счастливым» и «быть свободным» (а свободу он понимает как независимость от чрезмер­ ных душевных привязанностей, ибо они, по его мнению, ничем, кроме предательства, не кончаются). Зилов - эгоист от «нечего делать». Сама жизнь заставляет его совершать поступки безнравственные. Он втянут в какой-то порочный круг, где невозможно быть иным. Позиция Крестовни­ кова вызывает у читателя явное осуждение. Налицо бесплодность сущест­ вования, в которой виноват он сам. Герой сознательно пошёл не подлость по отношению к другу, порвал все связи с родительским домом, уехал от любимой и любящей его жены, в поисках непререкаемого авторитета он оставил не одно место работы. Вокруг Крестовникова много людей по- настоящему порядочных, умных, человечных - их большинство. И он, по сути, противопоставлен этому большинству. Крестовников не способен на духовный контакт, все его отношения - это выгодные сделки. Зилова окружают люди, которые не могут быть противопоставлены ему с точки зрения нравственности. Все герои пьесы «Утиная охота» - «одного поля ягоды». Даже женские характеры не обладают достаточной силой влияния на героя: основа, на которой строятся отношения Зилова с женщинами, - не любовь. Это понимают и он, и они. Крестовников при всём своём эгоизме знал чувство любви и был любим. Зилов «проигрыва­ ет» свою жизнь ежесекундно, убивает её каждой мелочью своего поведе­ ния. Герой не совершает даже выборов. Крестовников шёл к ложной цели, Зилов просто плывёт по течению. Крестовников - явление, выламываю­ щееся из среды, причём среды нормальной, здоровой, человеческой. Зилов - это и порождение среды, и её олицетворение, и её жертва. Кре­ стовников может прозреть, может осознать, чего лишил себя. Зилов спосо­ бен понять только, что жизнь «проиграна». Для того чтобы начать новую жизнь, у него нет сил —ни внутри него (силы духа), ни вокруг (силы кол­ лектива). Крестовников был «мертвецом» среди живых, Зилов «мертвец» 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz