Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ружу и нередко переворачивает привычные представления о жизненных явлениях и событиях» [120, с. 172]. Дебош в кафе «Незабудка» - это не только безобразнейшее свиде тельство аморализма Зилова, но и обвинение в нём всей «провинции». Об личение безнравственности устами самого безнравственного - приём, по зволяющий Вампилову сказать многое (вспоминается горьковская тради ция: «На дне», «Фома Гордеев», «Егор Булычёв и другие»), В нём заклю чена горькая ирония: суровая правда оборачивается алкогольным бредом, и наоборот. В наслоении истины, паясничанья, оскорблений, откровения - невозможность нравственного возрождения «провинции» в целом, а Зило ва в частности. Правда в устах «алика из аликов» принимает какие-то из вращённые формы пьяной истерики. Но даже в такой унизительной для себя форме правда остаётся правдой. И нельзя не признать того, что в среде Зилова и ему подобных нет ничего, что достойно человека: ни любви, ни долга, ни совести. Эти люди ежесекундно «проигрывают» свою жизнь в пьяных застольях, бездумных развлечениях, бессмысленной работе, поверх ностных связях. Нельзя не признать, что все они, в сущности, мертвы. Зи лов сгущает краски, но не меняет сути происходящего с ним и вокруг него. В пьесе «Утиная охота» мы встречаемся с микросредой, в которой нет нравственного потенциала, всякое проявление человечности здесь об речено на гибель. Зиловские приятели и приятельницы - разные, в общем, люди, отличающиеся друг от друга манерами, внешностью, возрастом, сходятся, тем не менее, в одном - в полнейшем равнодушии ко всему, что происходит вокруг. Для них существуют лишь сугубо собственнические примитивные потребности. Каждый из них аморален. Каждый поступается известным ему (!) каким-либо нравственным принципом. И каждое такое отступничество - легкие любовные связи женатых мужчин, недостойное поведение женщин, легкомысленное отношение к работе, ханжество в се мейных отношениях - показатель отсутствия в этих людях духовности, моральной нетребовательности к себе и окружающим. Приведём лишь один факт, красноречиво говорящий об уровне нрав ственности зиловской компании: корыстный способ получения новой квартиры. Вспоминается эпизод, когда Зилов предлагает Саяпину подпи сать заведомую «липу» о фарфоровом заводе. Саяпин не соглашается, но мотивы его отказа продиктованы соображениями собственной выгоды: «Тебе легко, а вот мне... Сейчас, когда стоит вопрос о квартире, сам пони маешь...» [147, с. 186]. Когда приходит время ответа за допущенное голо 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz