Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ловской пьесы привлёк внимание современного философа. Его размышле ния выходят далеко за пределы разговора о литературе. В.И. Толстых рас сматривает образ Зилова как социально-психологическое явление. В цен тре его внимания - актуальные проблемы человеческого бытия, современ ности, взаимоотношения человека и среды, духовности, нравственности, морали. Исследователь считает, что понять Зилова - значит понять многие социальные и нравственные проблемы, которые в нём сконцентрированы. Он отказывается от однозначной трактовки образа: признавая в герое и «крайний аморализм», и «духовную недостаточность», и «омертвление души». В.И. Толстых, тем не менее, делает акцент на том, что в облике Зи лова есть нечто такое, что «заставляет, казалось бы, вопреки всем доводам рассудка и морали, его искренно пожалеть» [120, с. 175]. Перед нами человек, поставленный образом ведомой им жизни в по ложение, граничащее с трагическим. Мы встречаемся с героем, всерьёз помышляющим о самоубийстве (явление отнюдь не традиционное для со ветской драматургии 60-х годов, где преобладал пафос обретения жизнен ных идеалов, а не их утрат). Зилов же приходит к осознанию того, что «жизнь в сущности проиграна». Это ли не повод для серьёзной тревоги за судьбу современника - ординарного, мало чем отличающегося от осталь ных, весьма распространённого в обществе человеческого типа? Справед ливо, что В.И. Толстых призывает увидеть в Зилове человека, а не заведо мо мертвеца, всем своим существованием заслужившего в тридцать лет траурный венок с ехидной надписью «сгорел на работе». По его мнению, Зилов выделяется и интересен именно тем, что в душе его ещё не убит «нравственный нерв». Исследователь убедительно доказывает это, ссыла ясь на ряд сцен, в которых Зилов обнаруживает свою глубинную человече скую сущность, в которых слышен голос человека, способного на искрен ность, страдание, страсть, раскаяние: объяснение с женой через запертую дверь, скандал в кафе, попытка самоубийства. В этих сценах как бы вы плеснута душа Зилова - пусть недостаточно воспитанная и утончённая, но живая. Особенно показателен в этом отношении монолог Зилова, обра щённый к уходящей из дома жене [147, с. 216-217]. Герой оказывается способным на откровение («Я хочу говорить с то бой откровенно»), на осознание своей вины и раскаяние («Я сам виноват.. Я тебя замучил»), на горькую справедливую самооценку, не трезвый до жестокости самоанализ («Да, да у меня нет ничего - только ты, сегодня я это понял, ты слышишь? Что у меня есть кроме тебя? Работа моя, что ли. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz