Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
скорее чувствуется героем. Ему, если можно так сказать, больно жить, больно говорить, больно смотреть, больно слышать. Всё, что его окру ж ает,-не то, что ему необходимо, но что ему необходимо-он сам не знает. Поражает несоответствие во внешнем облике героя: лицо-маска, из ломанность движений, монотонная скороговорка речи и неожиданная аф фектация отдельных слов, идущая не от желания подчеркнуть их смысл, а выдающая крайнее внутреннее напряжение. Зилов, каким мы видим его в спектакле ленинградского театра, бес спорно является самой значительной фигурой спектакля, привлекающей человеческой нестандартностью, таящей в себе нешуточную трагедию. Ря дом с ним проигрывают остальные герои: они мельче его, шаблонны, по шлы. Интересно то, что даже женские образы (Ирина, Галина), являющие ся по распространённым в критике представлениям воплощением чистоты и порядочности, в этом спектакле подвержены значительной доле осужде ния. Этого Зилова как будто не покидает удивление перед возможностями человека на стезе наглости, эгоизма, глупости, предательства. Он оказыва ется беззащитным перед этим, Зилов - Рожин - не охотник, он скорее жертва. В финале спектакля герой выглядит «подстреленной птицей». Спектакль театра им. Ленинского комсомола полон недосказанности, которая тревожит. Он пронизан болью за современного человека, за его веру, любовь. Образ, созданный В. Рожиным, безусловно, интересен и во многом близок авторскому замыслу, хотя явная тенденция к «реабилита ции» героя - крайность в истолковании Зилова театром. Различные интерпретации «Утиной охоты» на сцене говорят о несо мненных художественных достоинствах пьесы, подтверждают мнение о её загадочности. Противоречивы и литературоведческие трактовки образа Зилова [17, 69, 120, 98, 116]. Порочность Зилова (и нешуточная!) признаётся всеми критиками. Однако после решительных заявлений о вопиющей безнравственности ге роя авторы статей начинают искать объяснение, а некоторые даже оправ дание ей. Вот здесь и начинаются расхождения. Ни один из героев Вампилова не вызывает столько разногласий в своей трактовке, Зилов таит в себе загадку. Кто он? Жертва обстоятельств? Современный «лишний человек»? Безобидный пошляк? Опасный враг? Наиболее близок к сути образа в своей оценке «Утиной охоты» В.И. Толстых [120, с. 165-316]. Показательно, что характер героя вампи- 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz