Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

вой). Его герой предстаёт перед нами молодым жизнерадостным челове­ ком. Он безмятежно весел, по-детски непосредственен, уверен в своей фи­ зической полноценности и внешней привлекательности. Это милый, ка­ призный, всеми избалованный «ребёнок». Все поступки героя продиктова­ ны желаниями, которые он не даёт себе труда хоть как-нибудь осмыслить. Зилов - Андреев всегда уверен в том, что «это дело мы поправим. Всё бу­ дет хорошо, всё исправится к лучшему». Он сам не привык тосковать и от других требует беззаботной весёлости. Не задумываясь, решает Зилов са­ мые серьёзные проблемы, ему всё - пустяки, всё - мелочи, всё - шуточки. Зилов в московском театре им. М. Ермоловой простодушен, чуть глуповат, но не злобен. В этом ключе крайней несерьёзности и некритичности ко всему, что происходит вокруг, В. Андреев интерпретирует образ на протя­ жении всего спектакля. С его Зиловым ни в одной из сцен не происходит ничего по существу. Скандал в кафе - лишь пьяная несдержанность, по­ пытка самоубийства - самая глупая его шутка, за которую уместнее всего слегка пожурить шутника. Такой Зилов никогда не осознаёт трагедию, происходящую с ним ежесекундно. Он не будет глубоко и мучительно страдать, но в нём, в его легковесности, заключено страдание для других, для тех, кто возлагает на него надежды, ждёт от него любви, заботы, по­ мощи. Зилов Андреева обманет все ожидания, это человек - пустяк. По­ пасть под влияние такого человека, заразиться его шутейской безалаберно­ стью - значит во многом лишить свою жизнь смысла. И такая интерпретация Зилова, безусловно, имеет право на сущест­ вование. Спектакль театра им. М. Ермоловой наводит зрителя на мысли о походя проигранной жизни. Но при этом нельзя не признать, что подобное прочтение образа несколько упрощает характер вампиловского персонажа. Зилов - человек более серьёзного и противоречивого содержания. Именно таким, болезненно противоречивым, видим мы героя «Утиной охоты» в Ленинграде (театр им. Ленинского комсомола). В центре внима­ ния постановщиков (режиссёр Г.М. Опорков) - психологическое состояние Виктора Зилова. Перед нами молодой современный человек (арт. В.С. Ро- жин), отличительная черта которого - нервозность. Он лишён душевной гармонии, какой бы то ни было определённости, ровности в отношениях с окружающими. Зилов Рожина находится в состоянии нервного раздраже­ ния, причины которого ни ему, ни его друзьям, ни зрителю до конца не яс­ ны. Он испытывает маету жизнью. На сцене —трагедия неполноценной, ещё не развитой, но уже обречённой на гибель души. Трагедия не осознаётся, а 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz