Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
вой). Его герой предстаёт перед нами молодым жизнерадостным челове ком. Он безмятежно весел, по-детски непосредственен, уверен в своей фи зической полноценности и внешней привлекательности. Это милый, ка призный, всеми избалованный «ребёнок». Все поступки героя продиктова ны желаниями, которые он не даёт себе труда хоть как-нибудь осмыслить. Зилов - Андреев всегда уверен в том, что «это дело мы поправим. Всё бу дет хорошо, всё исправится к лучшему». Он сам не привык тосковать и от других требует беззаботной весёлости. Не задумываясь, решает Зилов са мые серьёзные проблемы, ему всё - пустяки, всё - мелочи, всё - шуточки. Зилов в московском театре им. М. Ермоловой простодушен, чуть глуповат, но не злобен. В этом ключе крайней несерьёзности и некритичности ко всему, что происходит вокруг, В. Андреев интерпретирует образ на протя жении всего спектакля. С его Зиловым ни в одной из сцен не происходит ничего по существу. Скандал в кафе - лишь пьяная несдержанность, по пытка самоубийства - самая глупая его шутка, за которую уместнее всего слегка пожурить шутника. Такой Зилов никогда не осознаёт трагедию, происходящую с ним ежесекундно. Он не будет глубоко и мучительно страдать, но в нём, в его легковесности, заключено страдание для других, для тех, кто возлагает на него надежды, ждёт от него любви, заботы, по мощи. Зилов Андреева обманет все ожидания, это человек - пустяк. По пасть под влияние такого человека, заразиться его шутейской безалаберно стью - значит во многом лишить свою жизнь смысла. И такая интерпретация Зилова, безусловно, имеет право на сущест вование. Спектакль театра им. М. Ермоловой наводит зрителя на мысли о походя проигранной жизни. Но при этом нельзя не признать, что подобное прочтение образа несколько упрощает характер вампиловского персонажа. Зилов - человек более серьёзного и противоречивого содержания. Именно таким, болезненно противоречивым, видим мы героя «Утиной охоты» в Ленинграде (театр им. Ленинского комсомола). В центре внима ния постановщиков (режиссёр Г.М. Опорков) - психологическое состояние Виктора Зилова. Перед нами молодой современный человек (арт. В.С. Ро- жин), отличительная черта которого - нервозность. Он лишён душевной гармонии, какой бы то ни было определённости, ровности в отношениях с окружающими. Зилов Рожина находится в состоянии нервного раздраже ния, причины которого ни ему, ни его друзьям, ни зрителю до конца не яс ны. Он испытывает маету жизнью. На сцене —трагедия неполноценной, ещё не развитой, но уже обречённой на гибель души. Трагедия не осознаётся, а 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz