Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Ни одна сцена в спектакле не даёт повода для усмотрения в Зилове хотя бы капли совести, во всём просматривается лишь эффектная поза псевдооскорблённого мужа, друга, подчинённого. Зилов не предстаёт пе­ ред нами ни страдающим, ни раскаивающимся. На протяжении всего спек­ такля - уверенность «охотника». Герой Ефремова - именно охотник, но не на уток, а на людей. К людям он относится так, как охотнику должно отно­ ситься к дичи: «живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые». Вокруг Зилова - его жертвы: уничтоженные его эгоиз­ мом любовь жены, вера Ирины, доброжелательность друзей. Ефремов играет человека без души, его герой статичен. Действие в спектакле оказывается движимым не изменением психологического со­ стояния героя, а лишь увеличением клубка лжи вокруг Зилова, который он распутывает излюбленными приёмами ложного пафоса осуждения и ос­ корбления окружающих. Естественно, что такой характер главного героя должен сопротив­ ляться драматургическому материалу. Постановщики подвергли значи­ тельным изменениям композицию пьесы, исключили отдельные сцены и монологи. Они намеренно задают образу однолинейность, а всему спек­ таклю в целом - идейную определённость. Во многом им это удаётся, но история с покушением на самоубийство выглядит в постановке МХАТа весьма неубедительно, актёру трудно найти точную психологическую мо­ тивировку финальному поступку героя. В спектакле снята последняя реп­ лика Зилова - звонок официанту Диме. Герой Ефремова не может позво­ нить приятелю после всего случившегося. Он обрёк себя на одиночество, замкнулся в своей во многом несправедливой обиде. Зилов во МХАТе уходит на охоту один. Такой финал идёт вразрез с авторским замыслом. Вольное обращение театра с драматургическим материалом не прошло бесследно, ощутима несогласованность заданного Ефремовым характера с обстоятельствами, на которых настаивает драматург. От такого Зилова зритель вправе ожидать какого-то иного финального поступка: оскорблён­ ное одиночество не связывается с созданным в спектакле образом. Можно сказать, что МХАТ предлагает свою версию Виктора Зилова в «Утиной охоте» в целом. Она по-своему значительна и поучительна, но проникновения в суть вампиловского понимания этого героя в спектакле, на наш взгляд, нет. Совсем иным играет Виктора Зилова заслуженный артист РСФСР и народный артист ТАССР В. Андреев (Московский театр им. М. Ермоло­ 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz