Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Казалось бы, помочь в определении и конкретизации изображённого Вампиловым явления должен театр: сценическое воплощение пьесы делает её зримой и вследствие этого более определённой. Однако образы Зилова, созданные в различных театрах страны, порой настолько отличны друг от друга, что не только не проясняют суть характера, но ещё более усложня ют её понимание. Для примера охарактеризуем сценические интерпретации главного персонажа «Утиной охоты» в трёх театрах: МХАТ им. Горького, Ленин градский театр им. Ленинского комсомола, Московский театр им. М. Ер моловой. В спектакле МХАТа (режиссёр нар. арт. СССР О.Н. Ефремов) перед нами предстаёт Зилов (нар. арт. СССР О. Ефремов), во многом не соответ ствующий авторской характеристике. Он значительно старше героя пьесы, во всех его движениях сквозит скорее не небрежность и скука, а уверен ность заправского «алика». Театр лишает героя какой бы то ни было пси хологической глубины и обнажает пустоту души, которая вызывает страх. Жизнь Зилова - Ефремова окутана ложью, ложь давно стала основной формой его поведения. Он прибегает к ней ради непреодолимой потребно сти удовлетворять свои эгоистические примитивные желания. Зилов рас пущен, он хочет жить только удовольствиями: много пить, вкусно есть, охотиться, соблазнять женщин. Семья, служебные обязанности, сыновний долг, гражданская совесть - помехи на пути к достижению соблазнов. Зи лов во МХАТе - человек бесконечно ограниченный, лишённый каких бы то ни было чувств. Но при всей своей духовной убогости он обладает од ной особенностью, делающей его фигурой поистине зловещей: это умение прикрыть свою ложь самыми высокими в идейно-нравственном смысле словами. Обманывая всех, Зилов - Ефремов всегда находит в своё оправ дание неоспоримые доводы, в результате которых виновным оказывается не он сам, а жертва его обмана. Зилов держит всех окружающих (в спек такле МХАТа его окружение - люди в целом безобидные и порядочные!) если не в страхе, то во всяком случае в смущении. Он владеет и ловко ма нипулирует знанием ошибок, пороков, слабостей людей, раздувает их до масштабов нравственных преступлений, перекладывает свою вину на чу жие плечи. В характере героя, каким его играет О. Ефремов, не заложено двой ственности. Он однозначно опытен в «искусстве» наглости. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz