Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Казалось бы, помочь в определении и конкретизации изображённого Вампиловым явления должен театр: сценическое воплощение пьесы делает её зримой и вследствие этого более определённой. Однако образы Зилова, созданные в различных театрах страны, порой настолько отличны друг от друга, что не только не проясняют суть характера, но ещё более усложня­ ют её понимание. Для примера охарактеризуем сценические интерпретации главного персонажа «Утиной охоты» в трёх театрах: МХАТ им. Горького, Ленин­ градский театр им. Ленинского комсомола, Московский театр им. М. Ер­ моловой. В спектакле МХАТа (режиссёр нар. арт. СССР О.Н. Ефремов) перед нами предстаёт Зилов (нар. арт. СССР О. Ефремов), во многом не соответ­ ствующий авторской характеристике. Он значительно старше героя пьесы, во всех его движениях сквозит скорее не небрежность и скука, а уверен­ ность заправского «алика». Театр лишает героя какой бы то ни было пси­ хологической глубины и обнажает пустоту души, которая вызывает страх. Жизнь Зилова - Ефремова окутана ложью, ложь давно стала основной формой его поведения. Он прибегает к ней ради непреодолимой потребно­ сти удовлетворять свои эгоистические примитивные желания. Зилов рас­ пущен, он хочет жить только удовольствиями: много пить, вкусно есть, охотиться, соблазнять женщин. Семья, служебные обязанности, сыновний долг, гражданская совесть - помехи на пути к достижению соблазнов. Зи­ лов во МХАТе - человек бесконечно ограниченный, лишённый каких бы то ни было чувств. Но при всей своей духовной убогости он обладает од­ ной особенностью, делающей его фигурой поистине зловещей: это умение прикрыть свою ложь самыми высокими в идейно-нравственном смысле словами. Обманывая всех, Зилов - Ефремов всегда находит в своё оправ­ дание неоспоримые доводы, в результате которых виновным оказывается не он сам, а жертва его обмана. Зилов держит всех окружающих (в спек­ такле МХАТа его окружение - люди в целом безобидные и порядочные!) если не в страхе, то во всяком случае в смущении. Он владеет и ловко ма­ нипулирует знанием ошибок, пороков, слабостей людей, раздувает их до масштабов нравственных преступлений, перекладывает свою вину на чу­ жие плечи. В характере героя, каким его играет О. Ефремов, не заложено двой­ ственности. Он однозначно опытен в «искусстве» наглости. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz