Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Шайтанов [134, с. 137] пишет: «...Кочующим сюжетом в пьесах стано­ вится тема прозрения человека». С этим замечанием нельзя не согласиться. Вампилов обращается к совести героев и зрителей, стремится пробудить человеческое в человеке. Тема прозрения человека намечается уже в но­ веллистическом творчестве писателя. Звучит она и в первых многоактных пьесах «Прощание в июне», «Старший сын». Однако молодые двадцатилет­ ние герои ранних произведений Вампилова не имеют достаточно жизнен­ ного опыта для того, чтобы именно прозреть. Им, если можно так сказать, ещё не к чему прозревать и не из чего возрождаться. Не сложившиеся как личности, эти люди ещё не ощутили в полной мере трагизма собственной безликости. Они лишь входят в жизнь (к сожалению, чрезвычайно поздно), и то, что происходит с ними в ситуации пьес, - лишь первые жизненные опыты, заставляющие серьёзно задуматься над собой. Положение молодых действующих лиц первых двух пьес Вампилова ещё не трагично, хотя воз­ можность будущей трагедии обезличенности для них не исключается. Трагизм обезличенности начинает острее ощущаться людьми более старшего возраста. Необходимо заметить, что в последующих пьесах Вам­ пилова старшие по возрасту герои не относятся к молодым персонажам первых пьес как другое поколение; по сути они —это повзрослевшие герои ранних пьес Вампилова. Судьбы Зилова («Утиная охота»), Шаманова («Прошлым летом в Чулимске») заставляют задуматься над смыслом жиз­ ни, над её предварительными итогами, в этих произведениях сильна тема неправильно и неправедно прожитой жизни. Образ Виктора Зилова - самый сложный и противоречивый образ вампиловской драматургии. Рисуя главного героя, Вампилов избегает какой-либо одной краски. Напротив, он сознательно создаёт характер загадочно-двойственный, суть которого неуловима. В ремарке начала I акта драматург даёт такое описание: «Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения, в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уве­ ренности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, проис­ хождение которых невозможно определить с первого взгляда» [147, с. 159]. В описании Зилова заложено несоответствие внешнего облика внут­ реннему психологическому состоянию героя. Физическая полноценность и скука... Психологическое состояние определено именно как скука - то со­ стояние души, основой которого может быть либо духовное богатство, ли­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz