Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Шайтанов [134, с. 137] пишет: «...Кочующим сюжетом в пьесах стано вится тема прозрения человека». С этим замечанием нельзя не согласиться. Вампилов обращается к совести героев и зрителей, стремится пробудить человеческое в человеке. Тема прозрения человека намечается уже в но веллистическом творчестве писателя. Звучит она и в первых многоактных пьесах «Прощание в июне», «Старший сын». Однако молодые двадцатилет ние герои ранних произведений Вампилова не имеют достаточно жизнен ного опыта для того, чтобы именно прозреть. Им, если можно так сказать, ещё не к чему прозревать и не из чего возрождаться. Не сложившиеся как личности, эти люди ещё не ощутили в полной мере трагизма собственной безликости. Они лишь входят в жизнь (к сожалению, чрезвычайно поздно), и то, что происходит с ними в ситуации пьес, - лишь первые жизненные опыты, заставляющие серьёзно задуматься над собой. Положение молодых действующих лиц первых двух пьес Вампилова ещё не трагично, хотя воз можность будущей трагедии обезличенности для них не исключается. Трагизм обезличенности начинает острее ощущаться людьми более старшего возраста. Необходимо заметить, что в последующих пьесах Вам пилова старшие по возрасту герои не относятся к молодым персонажам первых пьес как другое поколение; по сути они —это повзрослевшие герои ранних пьес Вампилова. Судьбы Зилова («Утиная охота»), Шаманова («Прошлым летом в Чулимске») заставляют задуматься над смыслом жиз ни, над её предварительными итогами, в этих произведениях сильна тема неправильно и неправедно прожитой жизни. Образ Виктора Зилова - самый сложный и противоречивый образ вампиловской драматургии. Рисуя главного героя, Вампилов избегает какой-либо одной краски. Напротив, он сознательно создаёт характер загадочно-двойственный, суть которого неуловима. В ремарке начала I акта драматург даёт такое описание: «Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения, в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уве ренности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, проис хождение которых невозможно определить с первого взгляда» [147, с. 159]. В описании Зилова заложено несоответствие внешнего облика внут реннему психологическому состоянию героя. Физическая полноценность и скука... Психологическое состояние определено именно как скука - то со стояние души, основой которого может быть либо духовное богатство, ли 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz