Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ким человеком. Для него взяточник и спекулянт —это враг, для героя Вам пилова - всего лишь «кошмарный старик». Единственным нравственным ориентиром для героя данной пьесы является любовь семнадцатилетней девушки Тани. Её суд самый значи тельный для него. Однако нельзя не заметить, что герой задумывается над своей виной перед любимой уже после того, как совершил предательский по отношению к ней поступок. Любовь героя не отличается особенной психологической глубиной, нельзя говорить о прочной духовной привя занности влюблённых. Читатель становится свидетелем трёх встреч моло дых людей, в которых больше флирта, чем чувства. Мы специально подробно остановились на первой многоактной пьесе Вампилова. В ней, несмотря на внешнюю общность с розовской драматур гией, уже достаточно отчётливо звучит голос Вампилова —создателя пьес без положительного героя. В последующем своём творчестве Вампилов бу дет обращаться к молодому герою уже с этих позиций. Проблема, связан ная с ним, по сути, не изменится: как стать личностью? При первой встре че молодые люди обнаруживают все признаки бездумно потребительского отношения к жизни. Перед нами праздные гуляки (Сильва, Бусыгин - «Стар ший сын»,Пашка-«ПрошлымлетомвЧулимске»). Несмотря на молодость, пренебрежительно-циничное отношение к людям сложилось у них весьма определённо. Так Бусыгин рассуждает о человеческой «толстокожести»: «У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить» [147, с. 97]. У героев нет желания сопротивляться таким яв лениям в принципе, они испытывают от них лишь временные неудобства, тогда как сами страдают от «толстокожести». Им неприятно, когда отказы вают в ночлеге, когда происходят семейные разногласия. Но в суть проис ходящего они не вникают, довольствуются тем, что есть (даже если суще ствующее ниже известных им моральных требований). Герои не вмешива ются в жизнь активно. Напротив, жизнь активно способствует их челове ческому формированию. Случайность (это важно!) втягивает героев в си туации, требующие больших душевных затрат. И оказывается, что на дос тойное человека поведение способны далеко не все молодые люди. Чаще всего, они проявляют нравственную и эмоциональную глухоту. Зная толь ко свои эгоистические потребности, они часто не замечают ни чужой кра соты, ни чужой боли, ни чужого несчастья. Пашка («Прошлым летом в Чу лимске») походя растоптал душу Валентины, Сильва («Старший сын») 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz