Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ким человеком. Для него взяточник и спекулянт —это враг, для героя Вам­ пилова - всего лишь «кошмарный старик». Единственным нравственным ориентиром для героя данной пьесы является любовь семнадцатилетней девушки Тани. Её суд самый значи­ тельный для него. Однако нельзя не заметить, что герой задумывается над своей виной перед любимой уже после того, как совершил предательский по отношению к ней поступок. Любовь героя не отличается особенной психологической глубиной, нельзя говорить о прочной духовной привя­ занности влюблённых. Читатель становится свидетелем трёх встреч моло­ дых людей, в которых больше флирта, чем чувства. Мы специально подробно остановились на первой многоактной пьесе Вампилова. В ней, несмотря на внешнюю общность с розовской драматур­ гией, уже достаточно отчётливо звучит голос Вампилова —создателя пьес без положительного героя. В последующем своём творчестве Вампилов бу­ дет обращаться к молодому герою уже с этих позиций. Проблема, связан­ ная с ним, по сути, не изменится: как стать личностью? При первой встре­ че молодые люди обнаруживают все признаки бездумно потребительского отношения к жизни. Перед нами праздные гуляки (Сильва, Бусыгин - «Стар­ ший сын»,Пашка-«ПрошлымлетомвЧулимске»). Несмотря на молодость, пренебрежительно-циничное отношение к людям сложилось у них весьма определённо. Так Бусыгин рассуждает о человеческой «толстокожести»: «У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить» [147, с. 97]. У героев нет желания сопротивляться таким яв­ лениям в принципе, они испытывают от них лишь временные неудобства, тогда как сами страдают от «толстокожести». Им неприятно, когда отказы­ вают в ночлеге, когда происходят семейные разногласия. Но в суть проис­ ходящего они не вникают, довольствуются тем, что есть (даже если суще­ ствующее ниже известных им моральных требований). Герои не вмешива­ ются в жизнь активно. Напротив, жизнь активно способствует их челове­ ческому формированию. Случайность (это важно!) втягивает героев в си­ туации, требующие больших душевных затрат. И оказывается, что на дос­ тойное человека поведение способны далеко не все молодые люди. Чаще всего, они проявляют нравственную и эмоциональную глухоту. Зная толь­ ко свои эгоистические потребности, они часто не замечают ни чужой кра­ соты, ни чужой боли, ни чужого несчастья. Пашка («Прошлым летом в Чу­ лимске») походя растоптал душу Валентины, Сильва («Старший сын») 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz