Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
совсем так. Герой легко, без особых угрызений совести соглашается на вы годный для себя компромисс. Он всё делает чрезвычайно легко: знакомит ся и расстаётся с девушками, затевает драки, удирает от преследования милиции, отбывает срок наказания, идёт в подручные к заведомому про щелыге. Герой не пытается осмыслить свои поступки. Недаром его жиз ненное кредо формулируется так: «Или жить, или рассуждать о жизни». Не лучше и приятели его - студенты. Драматург даёт выразительную зарисовку студенческой свадьбы. Общая её атмосфера —атмосфера без думного кутежа, акцент делается на алкоголических пристрастиях жениха и его лучшего друга Гомыры. От всего веет несерьёзностью: от тостов, от размолвки молодожёнов, от поведения гостей. В жизни молодых людей отсутствует нечто настоящее. Герои Розова избегали высоких слов, но при этом их поступки соответствовали самым высоким нравственным требова ниям. Герои Вампилова не прочь щегольнуть высоким словом, оригиналь ностью, но им не хватает глубины чувств. У молодых героев Вампилова не сформированы убеждения, от этого они как бы всеядны. Колесов готов к общению на одном и том же уровне обаятельной насмешливости со всеми: с приятелем, с милиционером, со взяточником, с любимой девушкой, с ректором. Он разрывает отношения только из соображения собственной выгоды: так, герой уходит от прощелыги Золотуева не из идейных сообра жений, его совсем не смущает общение с непорядочным человеком. Коле сов уходит после того, как ректор предлагает ему выгодную сделку, и не обходимость работать садовником у Золотуева отпадает. Герой Вампилова ещё не состоялся как личность, и состоится ли - вопрос достаточно проблематичный. Финальный поступок - диплом по рван, Колесов признаётся Тане в своём проступке - ещё не доказательство того, что произошло окончательное формирование личности героя. Это лишь первый шаг, причём шаг, сделанный достаточно поздно - в двадцать лет! Интересно заметить, что молодой герой Вампилова лишён духовной связи со старшим поколением. Показательно, что драматург снимает моти вы революционных и военных традиций: ни революция, ни война никаким образом не присутствуют в произведении (во всех последующих тоже). Старшее поколение представлено людьми далёкими от высокой нравственности. Влияние же их на героя оказывается достаточно сильным. В молодом человеке нет заслона от их безнравственности. Так, например, Колесов принимает откровения жулика Золотуева весьма спокойно, в то время как герой Розова органически не смог бы существовать рядом с та 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz