Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

совсем так. Герой легко, без особых угрызений совести соглашается на вы­ годный для себя компромисс. Он всё делает чрезвычайно легко: знакомит­ ся и расстаётся с девушками, затевает драки, удирает от преследования милиции, отбывает срок наказания, идёт в подручные к заведомому про­ щелыге. Герой не пытается осмыслить свои поступки. Недаром его жиз­ ненное кредо формулируется так: «Или жить, или рассуждать о жизни». Не лучше и приятели его - студенты. Драматург даёт выразительную зарисовку студенческой свадьбы. Общая её атмосфера —атмосфера без­ думного кутежа, акцент делается на алкоголических пристрастиях жениха и его лучшего друга Гомыры. От всего веет несерьёзностью: от тостов, от размолвки молодожёнов, от поведения гостей. В жизни молодых людей отсутствует нечто настоящее. Герои Розова избегали высоких слов, но при этом их поступки соответствовали самым высоким нравственным требова­ ниям. Герои Вампилова не прочь щегольнуть высоким словом, оригиналь­ ностью, но им не хватает глубины чувств. У молодых героев Вампилова не сформированы убеждения, от этого они как бы всеядны. Колесов готов к общению на одном и том же уровне обаятельной насмешливости со всеми: с приятелем, с милиционером, со взяточником, с любимой девушкой, с ректором. Он разрывает отношения только из соображения собственной выгоды: так, герой уходит от прощелыги Золотуева не из идейных сообра­ жений, его совсем не смущает общение с непорядочным человеком. Коле­ сов уходит после того, как ректор предлагает ему выгодную сделку, и не­ обходимость работать садовником у Золотуева отпадает. Герой Вампилова ещё не состоялся как личность, и состоится ли - вопрос достаточно проблематичный. Финальный поступок - диплом по­ рван, Колесов признаётся Тане в своём проступке - ещё не доказательство того, что произошло окончательное формирование личности героя. Это лишь первый шаг, причём шаг, сделанный достаточно поздно - в двадцать лет! Интересно заметить, что молодой герой Вампилова лишён духовной связи со старшим поколением. Показательно, что драматург снимает моти­ вы революционных и военных традиций: ни революция, ни война никаким образом не присутствуют в произведении (во всех последующих тоже). Старшее поколение представлено людьми далёкими от высокой нравственности. Влияние же их на героя оказывается достаточно сильным. В молодом человеке нет заслона от их безнравственности. Так, например, Колесов принимает откровения жулика Золотуева весьма спокойно, в то время как герой Розова органически не смог бы существовать рядом с та­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz