Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ступку такой высоты, которая приравнивает его к подвигу. Самый вырази­ тельный образ «мальчика-бунтаря» - образ Олега Савина в пьесе Розова «В поисках радости». Вот как характеризует его в своей книге «Виды ис­ кусства» В.В. Кожинов: «...Его юность определяют высота и непримири­ мость требований, которые он предъявляет к жизни и к людям. Он хочет, чтобы сразу, сегодня осуществились все человеческие идеалы и мечты, что­ бы жизнь была безгранично чиста и прекрасна. И нельзя не видеть, что в са­ мих представлениях Олега об истинной красоте жизни мальчишеская иде­ альность соединяется с действительно глубокими и человеческими мысля­ ми». Далее:«.. .Он активно выступает против любой мелочи, за которой ему видится грубое и страшное извращение истинно человеческой жизни. По­ этому его облик сохраняет незамутнённую родниковую чистоту» [57, с. 97]. Пьеса «В поисках радости» является по-своему программной для Ро­ зова. Этот драматург в своём творчестве конца 50-60-х годов верен вы­ двинутому им самим же нравственному принципу: «В жизнь надо входить прежде всего бойцом. Бойцом с ясным взглядом и твёрдыми принципами и сильной волей. Жизнь сложна, в чём-то противоречива, и непременное ус­ ловие - действовать и делать эту жизнь лучше и лучше» [150, с. 33]. Вампилов, с одной стороны, продолжает традицию драматургии 60-х годов. Герой его пьесы «Прощание в июне» молод. Он стоит как бы на пороге жизни: действия в пьесе разворачиваются накануне выпуска ге­ роя из университета. Налицо ситуация нравственного выбора: диплом, ку­ пленный ценой предательства любимой девушки, или честный отказ от сделки с совестью. Совершён решительный поступок - порван диплом. Ка­ залось бы, герой продолжает традицию розовских «мальчиков-бунтарей», но более внимательный взгляд позволяет сделать вывод о принципиальной разнице между ними. Молодой герой Розова - личность. И именно поэтому он противо­ стоит мещанам и приспособленцам. Поступками его руководят убеждения, поэтому он нравственен. Герой Вампилова ещё не личность. Правда, ему присущи свойственные молодости живость, острословие, но при этом в нём явно чувствуется отсутствие какой бы то ни было моральной основы. Всё, что он говорит и делает, лишено глубины. Сквозь все поступки про­ ступает легкомыслие. На первый взгляд может показаться, что герой всту­ пает со своим противником - ректором университета - в принципиальный конфликт. Может показаться, что на стороне молодого человека честность, искренность, а на стороне ректора - косность, беспринципность. Но это не 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz