Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

старому больному отцу. Никак не проявляют себя в ситуации пьесы роди­ тели Колесова («Прощание в июне»), не вспоминает об отчем доме Шама­ нов («Прошлым летом в Чулимске»). У героев не складываются личные отношения: в семьи вкрался обман, в любовные связи - скука, уличные знакомства сведены к пошлому флирту. Герои не способны к пережива­ нию глубоких чувств, они не любят, не ревнуют, не страдают по- настоящему. На всём налёт скепсиса, цинизма, легкомыслия. Их приятель­ ские отношения формальны и поверхностны: с друзьями героев объединя­ ет хмельное застолье, футбол, злословие. Из таких отношений, лишенных человечности и порядочности, скла­ дывается отношение к жизни в целом: безразлично-сонное, поверхностно­ легкомысленное. Нездоровое состояние внутреннего сна, губительный ду­ шевный застой свойственны всем главным героям Вампилова, но степень «заболевания» различна. Молодые герои (Колесов, Бусыгин) лишь вступают на путь обезли­ чивания себя. Герои, переступившие рубеж тридцати лет (Шаманов) или приближающиеся к нему (Зилов), вполне сознательно живут по принципу «всё до лампочки» или всё - «напрасный труд», для них отсутствие на­ стоящего становится жизненной нормой. Главным героям Вампилова не на шутку угрожает духовная гибель. Но драматург каждому из своих героев даёт возможность спасения. События, происходящие в пьесах, требуют от действующих лиц поступков человече­ ских. И они такие поступки совершают: Колесов отказывается от «куплен­ ного» ценой чести диплома, Бусыгин остаётся в семье Сарафановых как настоящий «брат», Зилов испытал достаточно сильное для него потрясе­ ние, решив покончить с собой, Шаманов уезжает в город с тем, чтобы вы­ ступить на суде обвинителем. Сам факт совершения таких поступков гово­ рит о том, что в героях есть - не убито окончательно! - духовное начало. Драматург художественно исследует психологические предпосылки этих поступков, старается понять, что может потрясти душу современного че­ ловека, заставить его активно действовать, остро чувствовать, страдать. В большинстве пьес Вампилова герои пробуждаются к жизни тогда, когда на их жизненном пути встречается нечто настоящее - любовь, доверчивость. Естественно, что результативность поступков, продиктованных умом и совестью, их значение для дальнейшей судьбы героев зависит от степени обезличенности и бездуховности, до которой герой успел опуститься. У молодых сравнительно легко одерживает верх человечность, природная 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz