Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
старому больному отцу. Никак не проявляют себя в ситуации пьесы роди тели Колесова («Прощание в июне»), не вспоминает об отчем доме Шама нов («Прошлым летом в Чулимске»). У героев не складываются личные отношения: в семьи вкрался обман, в любовные связи - скука, уличные знакомства сведены к пошлому флирту. Герои не способны к пережива нию глубоких чувств, они не любят, не ревнуют, не страдают по- настоящему. На всём налёт скепсиса, цинизма, легкомыслия. Их приятель ские отношения формальны и поверхностны: с друзьями героев объединя ет хмельное застолье, футбол, злословие. Из таких отношений, лишенных человечности и порядочности, скла дывается отношение к жизни в целом: безразлично-сонное, поверхностно легкомысленное. Нездоровое состояние внутреннего сна, губительный ду шевный застой свойственны всем главным героям Вампилова, но степень «заболевания» различна. Молодые герои (Колесов, Бусыгин) лишь вступают на путь обезли чивания себя. Герои, переступившие рубеж тридцати лет (Шаманов) или приближающиеся к нему (Зилов), вполне сознательно живут по принципу «всё до лампочки» или всё - «напрасный труд», для них отсутствие на стоящего становится жизненной нормой. Главным героям Вампилова не на шутку угрожает духовная гибель. Но драматург каждому из своих героев даёт возможность спасения. События, происходящие в пьесах, требуют от действующих лиц поступков человече ских. И они такие поступки совершают: Колесов отказывается от «куплен ного» ценой чести диплома, Бусыгин остаётся в семье Сарафановых как настоящий «брат», Зилов испытал достаточно сильное для него потрясе ние, решив покончить с собой, Шаманов уезжает в город с тем, чтобы вы ступить на суде обвинителем. Сам факт совершения таких поступков гово рит о том, что в героях есть - не убито окончательно! - духовное начало. Драматург художественно исследует психологические предпосылки этих поступков, старается понять, что может потрясти душу современного че ловека, заставить его активно действовать, остро чувствовать, страдать. В большинстве пьес Вампилова герои пробуждаются к жизни тогда, когда на их жизненном пути встречается нечто настоящее - любовь, доверчивость. Естественно, что результативность поступков, продиктованных умом и совестью, их значение для дальнейшей судьбы героев зависит от степени обезличенности и бездуховности, до которой герой успел опуститься. У молодых сравнительно легко одерживает верх человечность, природная 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz