Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Писатель тяготеет к созданию образа среднего, обыкновенного, пре­ дельно достоверного человека, не являющего собой, на первый взгляд, от­ кровенного исключения ни в отрицательном, ни в положительном смысле. Вампилов наделяет героя тем, что в принципе может иметь каждый совет­ ский человек: высшим образованием, носящей массовый характер профес­ сией (врач, инженер, юрист, научный сотрудник), кругом общения. Герой обеспечен государством всем, что необходимо для нормального «гармони­ ческого развития личности». Природа тоже не обделила его: герой физиче­ ски полноценен, привлекателен внешне, способен к интеллектуальной дея­ тельности, достаточно эмоционален. Но при всём социальном и физиче­ ском благополучии герой Вампилова неблагополучен в нравственном и духовном отношении. Драматург изображает человека, над которым неза­ метно для него самого и порой неочевидно для окружающих нависает уг­ роза обезличивания, душевного омертвления. Вампилов подробно, психологически точно показывает нам внут­ реннее состояние своих персонажей, даёт зримую картину их жизненного поведения, обусловленного как индивидуальными чертами характера геро­ ев, так и нравственными законами «провинциальной среды». Писателя ин­ тересует, какие возможности духовного роста представляет человеку «провинция» и что, в свою очередь, человек может «провинции» дать, ка­ кое влияние оказывает он на её общий моральный климат. Вампилов изображает своего героя в сложных взаимоотношениях с другими персонажами пьесы. В них, этих отношениях, находит своё непо­ средственное отражение духовный мир героя. Круг общения его, как пра­ вило, не выходит за рамки ординарного, свойственного для распростра­ нённого большинства людей, но он не ущербен: герой показан в отноше­ ниях с родителями, сослуживцами, сокурсниками, старыми приятелями. По характеру этих отношений можно судить о том, насколько сильны в че­ ловеке кровные связи, глубоки сердечные привязанности, каковы пред­ ставления его о порядочности, каков уровень его воспитанности, в чём нравственные основы общения человека с миром. Оказывается, что общим для всех центральных персонажей Вампилова является неблагополучие отношений с окружающими. Никто из них не испытывает сильной, по- настоящему сыновней привязанности к родителям: с ними герои живут врозь, вспоминают о них редко и неприязненно. Так, Бусыгин («Старший сын») остро переживает безотцовщину, повлекшую за собой раннее недо­ верие к людям, озлобленность. Зилов («Утиная охота») пренебрежителен к 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz