Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Обращение к изображению близких сфер жизни, к описанию знакомых с детства мест и характеров свойственно особенно молодым, начинающим писателям. Талантливый художник даже в первых литературных опытах, посвящённых малой родине, будет стремиться к объективности в оценке изображаемой действительности. Принадлежность к провинции, обязан ность ей своим духовным опытом не обязывает писателя к единственно хвалебному тону в её описании. Талант как бы поднимает писателя над средой, даёт возможность критического осмысления и правдивого много аспектного изображения её в художественных образах. В 70-е годы в советской литературе чётко обозначилась тенденция обращения писателей к теме малой родины. Это кажется нам естествен ным. Молодое поколение литераторов стремится к постижению сути на блюдаемых в стране явлений. Надёжный помощник в этом - нравственно этический опыт самого художника, формированию которого способство вала послевоенная советская действительность. Вампилов был одним из первопроходцев такого художественного освоения современности. При всей внешней камерности, будничности и приземлённости изо бражаемого Вампиловым в его пьесах всегда сильна тяга к самым широ ким обобщениям. Реальные бытовые факты становятся основой глубоких суждений о сложных социальных проблемах. Духовный климат «провин ции» находит своё непосредственное и красноречивое выражение в соз данных Вампиловым художественных образах «провинциалов». Разговор о героях вампиловских пьес - разговор о «провинции». 2. Главный герой в драматургии А. Вампилова При том что Вампилова интересует общая духовно-нравственная ат мосфера «провинции», в большинстве его произведений есть главное дей ствующее лицо, которое организует пьесу сюжетно, с которым связаны идейно-эстетические искания героя. Проницательно замечание И. Шайта- нова [134, с. 137] о том, что «тип героя в целом остаётся неизменным, но меняется положение точки жизненного пути, с которой ему предлагается сделать выбор». Речь в данном случае идёт о Колесове («Прощание в ию не»), Бусыгине («Старший сын»), Зилове («Утиная охота»), Шаманове («Прошлым летом в Чулимске»). Постараемся выявить то общее, что свойственно главным действую щим лицам Вампилова и характеризует повторяющийся из пьесы в пьесу тип. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz