Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Оно выступает в разных видах. Тот отрыв героя от конкретной обстановки, конкретных условий жизни, который встречался в литературе прошлых лет, заданность поведения некоторых положительных действующих лиц, их идеализация вызывали серьёзное противодействие. Преодоление этих тенденций, естественно выразилось в более глубоком интересе к повсе дневным человеческим переживаниям, в более широком раскрытии чело века, его деятельности в конкретных исторических условиях современной действительности. И это, несомненно, очень положительное явление» [129, с. 37-38]. Обострился интерес к обыкновенному «среднему» челове ку, причём писатели подходят к нему без особого ярлыка, не стремятся в рядовом человеке увидеть его «героический склад», не спешат заклеймить его как отрицательного злодея. Писатели дают себе отчёт в том, что изо бражаемые ими сферы жизни подчас далеки от магистральных веяний на шего времени. Не боятся признать, что передовые идеи лишь формально коснулись сознания изображаемых героев, что вся их жизнь в принципе протекает вдалеке от масштабного строительства, современной науки, что их устоявшийся быт приобрёл черты обывательщины. В искусстве начинает возрождаться понятие «провинции» как опре делённого морально-этического комплекса. Чем объясняется такое возро ждение темы? Нельзя обойти вниманием тот факт, что почти все русские писатели, сделавшие жизнь провинции предметом своего художественного исследова ния, были либо непосредственными выходцами из провинциальной среды (Гоголь, Чехов, Горький, Леонов, Шукшин, Вампилов), либо прожили в ней несколько лет, тесно соприкасаясь с провинциальным бытом и нравами (Гер- цен, Салтыков-Щедрин). Провинция, таким образом, была изучена ими на опыте собственной судьбы, прежде всего, на диалектике своей духовной жизни. Она является для них той малой родиной, судьба которой волновала, боль за которую была мучительной, любовь к которой была фанатически неистребимой. Именно в провинции - в годы детства, юности и возмужа ния, когда все впечатления бытия обострены - приобретали художники тот духовный опыт, который в союзе с природным дарованием позволил им стать писателями большой обличительной, но спасительной для родной земли силы. Взращённым провинцией литераторам всегда было свойственно «глубокое ощущение действительности, которое позволило видеть и чув ствовать в малом и обычном, отражение большого и необычного» [129, с. 85]. 17 рук Мурманская государствен*»* областная универсальная научна* библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz