Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Революционные события 1905,1917 годов коренным образом измени­ ли социальную структуру общества. В искусстве начался новый этап твор­ ческого освоения действительности. Вследствие этого изображение про­ винциального быта и нравов в советской литературе имеет свои особенности. В 20-30-е годы «провинция» изображается в свете событий всена­ родного значения, и духовная жизнь в ней зависит от общего, охватившего всю страну настроя. В связи с этим снимается понятие «провинции» как явления, которое в дореволюционной литературе большей частью припи­ сывалось косной провинциальной среде. Изображаемая советскими писа­ телями среда могла быть заражена бактериями бездуховности, но в целом она не способствовала зарождению в своих недрах негативных явлений. С этих позиций подходят к раскрытию темы послереволюционной провин­ ции - провинции, преображённой Октябрём, Малышкин, Леонов, Горький- публицист. Литература 40-50-х годов, с одной стороны, ещё дальше ушла от те­ мы провинции как темы социальной и духовной отсталости, а с другой - преодолела некоторую тенденциозность в воспевании новой действитель­ ности 20-30-х годов. Усилилось внимание к проблемам так называемой рядовой жизни обыкновенного человека, прошедшего все тяготы Великой Отечественной войны. Судьба рядового становится в произведениях Твардовского, Шоло­ хова, Платонова мерилом судьбы всего народа. В этот период значителен интерес писателей к литературному наследию прошлого. Творчество на­ званных писателей, в частности их произведения о «рядовых» войны («Ва­ силий Тёркин» А. Твардовского, «Судьба человека» М. Шолохова, «Воз­ вращение» А. Платонова), подготовило значительный поворот в художест­ венном осмыслении действительности художниками 60-70-х годов. Проза 60-х годов от изображения героических буден все настойчивее переходит к изображению буден отнюдь не героических. Героизма в том, что изображают Шукшин, Трифонов, Вампилов, Астафьев, Белов, Залы­ гин, нет ни во внешней форме, ни во внутреннем содержании той жизни, которую ведут герои. Писатели обратили пристальный взгляд на живую современность не с позиций устоявшихся в литературе и литературоведе­ нии взглядов на неё, а с позиции того, что всегда было святой святых для русских писателей - правды жизни. Естественный интерес к повседневно­ му, рядовому. М.Б. Храпченко пишет: «...В советском искусстве и литера­ туре наблюдается явление, которое можно назвать приземлением героя. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz