Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Революционные события 1905,1917 годов коренным образом измени ли социальную структуру общества. В искусстве начался новый этап твор ческого освоения действительности. Вследствие этого изображение про винциального быта и нравов в советской литературе имеет свои особенности. В 20-30-е годы «провинция» изображается в свете событий всена родного значения, и духовная жизнь в ней зависит от общего, охватившего всю страну настроя. В связи с этим снимается понятие «провинции» как явления, которое в дореволюционной литературе большей частью припи сывалось косной провинциальной среде. Изображаемая советскими писа телями среда могла быть заражена бактериями бездуховности, но в целом она не способствовала зарождению в своих недрах негативных явлений. С этих позиций подходят к раскрытию темы послереволюционной провин ции - провинции, преображённой Октябрём, Малышкин, Леонов, Горький- публицист. Литература 40-50-х годов, с одной стороны, ещё дальше ушла от те мы провинции как темы социальной и духовной отсталости, а с другой - преодолела некоторую тенденциозность в воспевании новой действитель ности 20-30-х годов. Усилилось внимание к проблемам так называемой рядовой жизни обыкновенного человека, прошедшего все тяготы Великой Отечественной войны. Судьба рядового становится в произведениях Твардовского, Шоло хова, Платонова мерилом судьбы всего народа. В этот период значителен интерес писателей к литературному наследию прошлого. Творчество на званных писателей, в частности их произведения о «рядовых» войны («Ва силий Тёркин» А. Твардовского, «Судьба человека» М. Шолохова, «Воз вращение» А. Платонова), подготовило значительный поворот в художест венном осмыслении действительности художниками 60-70-х годов. Проза 60-х годов от изображения героических буден все настойчивее переходит к изображению буден отнюдь не героических. Героизма в том, что изображают Шукшин, Трифонов, Вампилов, Астафьев, Белов, Залы гин, нет ни во внешней форме, ни во внутреннем содержании той жизни, которую ведут герои. Писатели обратили пристальный взгляд на живую современность не с позиций устоявшихся в литературе и литературоведе нии взглядов на неё, а с позиции того, что всегда было святой святых для русских писателей - правды жизни. Естественный интерес к повседневно му, рядовому. М.Б. Храпченко пишет: «...В советском искусстве и литера туре наблюдается явление, которое можно назвать приземлением героя. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz