Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
центрального в общей системе творчества, формирующего собой художе ственный мир произведения. Русская классическая литература делала ак цент на исследовании морально-психологического климата провинции, на анализе её духовного состояния. Уездная жизнь России рисовалась писате- лями-реалистами, как правило, бездуховной. Невежество, безнравствен ность, душевная опустошённость были традиционно-постоянными харак теристиками провинциального быта. Однако нельзя не признать, что «провинция» как социально-нрав- ственное явление в литературе XIX века была достаточно противоречива. Недра её таили в себе как губительное для человека - аморализм, по шлость, глупость, так и спасительное для него - буйство чувств, щедрость русского сердца, способность к самопожертвованию. «Провинция» в твор честве русских писателей при самом язвительном тоне разговора о ней ни когда не переставала быть предметом серьёзных раздумий литераторов о смысле жизни, о путях формирования человеческой личности, отвечающей идее гуманизма, высшей справедливости. Писатели стремились к раскры тию в человеке именно человеческого. Мы видим, как сквозь косный быт прорывается то, без чего нет России и русского человека - вера, любовь, талант. Герои Достоевского («Братья Карамазовы»), позднего Чехова, Ост ровского вызывают не только осуждение, но и сочувствие. Писатели-реалисты XIX века, изобразив в числе множества социаль- но-эстетических явлений и бытовую духовную «провинцию», убедительно продемонстрировали закономерности исторического развития современ ной им России. Показав духовную убогость уездной глуши, столь типич ную для всего общества того времени, они художественно доказали необ ходимость преобразований, которых требовала от людей сама жизнь. Рус ская классическая литература обратила взор читателя к смертельной опас ности, таящейся в привычной повседневной суете. Литература начала XX века наследует тему провинции у предыдуще го столетия и как бы доводит её художественное осмысление до логиче ского завершения. В творчестве Ф. Сологуба («Мелкий бес») мы видим реализацию смертельной угрозы пошлости: «провинция» окончательно по гибает духовно, в ней извращены все нравственные представления, её удел - предсмертная агония, юродство, кретинизм. Новое слово в раскрытии данной темы сказал М. Горький. Его «оку- ровский» цикл даёт представление не только о социальном и духовном ту пике, но и о реальных возможностях переворота в этих сферах. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz