Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

центрального в общей системе творчества, формирующего собой художе­ ственный мир произведения. Русская классическая литература делала ак­ цент на исследовании морально-психологического климата провинции, на анализе её духовного состояния. Уездная жизнь России рисовалась писате- лями-реалистами, как правило, бездуховной. Невежество, безнравствен­ ность, душевная опустошённость были традиционно-постоянными харак­ теристиками провинциального быта. Однако нельзя не признать, что «провинция» как социально-нрав- ственное явление в литературе XIX века была достаточно противоречива. Недра её таили в себе как губительное для человека - аморализм, по­ шлость, глупость, так и спасительное для него - буйство чувств, щедрость русского сердца, способность к самопожертвованию. «Провинция» в твор­ честве русских писателей при самом язвительном тоне разговора о ней ни­ когда не переставала быть предметом серьёзных раздумий литераторов о смысле жизни, о путях формирования человеческой личности, отвечающей идее гуманизма, высшей справедливости. Писатели стремились к раскры­ тию в человеке именно человеческого. Мы видим, как сквозь косный быт прорывается то, без чего нет России и русского человека - вера, любовь, талант. Герои Достоевского («Братья Карамазовы»), позднего Чехова, Ост­ ровского вызывают не только осуждение, но и сочувствие. Писатели-реалисты XIX века, изобразив в числе множества социаль- но-эстетических явлений и бытовую духовную «провинцию», убедительно продемонстрировали закономерности исторического развития современ­ ной им России. Показав духовную убогость уездной глуши, столь типич­ ную для всего общества того времени, они художественно доказали необ­ ходимость преобразований, которых требовала от людей сама жизнь. Рус­ ская классическая литература обратила взор читателя к смертельной опас­ ности, таящейся в привычной повседневной суете. Литература начала XX века наследует тему провинции у предыдуще­ го столетия и как бы доводит её художественное осмысление до логиче­ ского завершения. В творчестве Ф. Сологуба («Мелкий бес») мы видим реализацию смертельной угрозы пошлости: «провинция» окончательно по­ гибает духовно, в ней извращены все нравственные представления, её удел - предсмертная агония, юродство, кретинизм. Новое слово в раскрытии данной темы сказал М. Горький. Его «оку- ровский» цикл даёт представление не только о социальном и духовном ту­ пике, но и о реальных возможностях переворота в этих сферах. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz