Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

людей, глубоко личная, даже интимная сфера отношений (А. Володин «С любимыми не расставайтесь», «Старшая сестра», «Пять вечеров», Э. Радзинский «104 страницы про любовь»), В первом случае писатели стремятся на примере конкретной бытовой ситуации исследовать магист­ ральные, передовые социально-нравственные проблемы своего времени, во втором - они замыкаются в круге семейных узких проблем, не претендуя при этом на значительные обобщения. Вампилов в своём творчестве преодолел традиционный принцип мно­ госторонности (тематической и проблемной) в изображении жизни. Он ис­ следует современность как бы вглубь (а не вширь), ограничивая при этом сферу изображения бытовой и нравственной «провинцией». Как уже было сказано нами, на выборе предмета и темы художественного изображения Вампиловым сказались процессы, происходящие в прозе 60-х годов. Имен­ но проза начинает на новом историческом витке художественно осваивать и творчески осмысливать богатые традиции русской классической литерату­ ры, в которой тема «провинции», как известно, была широко и талантливо представлена (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Гл. Успенский, Герцен, Остров­ ский, Чехов, в некотором отношении Достоевский - «Братья Карамазовы»), «Провинция» как тема творчества не была предметом специального исследования в критике и литературоведении, посвящённым проблемам русской классической литературы XIX века; однако общие научные труды о литературе прошлого столетия, монография о творчестве отдельных пи­ сателей позволяют составить представление о тех путях, которыми шла наша литература в осмыслении «провинции» как художественного явления [3, 11, 24, 68, 70, 71, 38, 77, 90, 104, 130, 141]. В русской литературе XIX века провинция издавна являлась предме­ том художественного изображения, и это не случайно: Россия в то время была страной, где провинция занимала большую, по сути основную терри­ торию, в провинции проживала значительная часть населения. Провинци­ альные быт и нравы не обходят в своём творчестве Пушкин («Капитанская дочка»), Тургенев (провинциальное дворянство, провинциальная интелли­ генция, разночинство), Достоевский («Братья Карамазовы»), писатели ре­ волюционно-демократического лагеря (Помяловский, Слепцов). В конце XIX века намечается процесс перерастания провинции из предмета изо­ бражения в самостоятельную тему творчества у таких писателей, как Сал- тыков-Щедрин, Герцен, особенно Чехов. «Провинция» начинает приобре­ тать у них значение вполне самостоятельного художественного образа - 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz