Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
справедливо кажутся нам по первому впечатлению людьми недалёкими, скромными в своих духовных запросах, неинтересными, пошлыми. Плоско острящие, шаблонно мыслящие, они не достойны звания современников. Но как уже было сказано нами, мрачный взгляд писателя на «про винцию», обвинение её в бессмысленности и жестокости - лишь первый вывод. Наглядное зло - лишь первый слой быта, нравов, духа. Показ «про винциальной» дикости - не единственная, отнюдь не главная цель вампи- ловского творчества. Прав К. Рудницкий [98, с. 65], усматривающий в драматургии Вампилова две противоположные по смыслу и звучанию те мы (тему «дикости» и тему «добра»), проницателен В. Распутин [94, с. 588], считающий, что «главный вопрос, который задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты преодолеть то лживое и недоб рое, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях...». Драматург стремится к выявлению тех духовных ресурсов, которые иногда слишком глубинны. Он предлагает своим героям такие обстоятельства, которые тре буют от них высокого напряжения душевных сил. И оказывается, что «провинция» заключает в себе и то, что по первому впечатлению кажется в ней немыслимым: талант, благородство, бескорыстие, любовь (образы Са- рафановых, Валентина, Еремеев, вампиловские девушки). Обращение к теме «провинции» у Вампилова не случайно, оно свя зано с теми глубинными процессами, которые происходили в советской литературе в 60-е и 70-е годы. Традиционная социально-психологическая драма 60-х годов к «про винции» в том смысле, в каком её понимает Вампилов, не обращалась. Об разы отдельных провинциалов в драматургии Розова, Володина, Алёшина и др. часто несколько идеализированы, романтизированы авторами. Так, в юношах и девушках, приехавших в столицу из Сибири для того, чтобы по ступить в вузы, Розов усматривает гораздо большее, по сравнению с мос ковской молодёжью, упорство, любознательность, принципиальность, по стоянство чувств («В добрый час!»). Провинциальность не имеет в драма тургии 60-х годов негативной в нравственном отношении окраски, не за ключает в себе больших социально-эстетических обобщений. В центре внимания драматургов находились тогда либо все слои об щества, в буквальном смысле слова вся страна (показательно сюжетное построение большинства розовских пьес: в одну московскую квартиру или школьный класс он сводит людей из разных городов, разных профессий, разных социальных групп, разного возраста и т.д.), либо частная жизнь 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz