Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Будучи уверенным в диагнозе бездуховности, драматург тем не ме­ нее далёк от однозначного изображения провинциального быта и нравов, он не замкнулся на одной теме, не стал лишь гневным обличителем поро­ ка. «Провинция» Вампилова многолика и многослойна. Прав Г. Панфилов, режиссёр фильма «Валентина», поставленного по мотивам пьесы «Про­ шлым летом в Чулимске»: «...За фрагментами провинциального быта у Вампилова открывается интимная глубина характеров, встаёт сама жизнь, показанная не в одном каком-то сечении, не в ракурсе какой-то одной про­ блемы, а взятая в своём целостном потоке, вбирающем в себя всё: и высо­ кое, и низкое, и страшное, и смешное» [89, с. 11]. Писатель постепенно проникает в сокровенный смысл лежащих как бы на поверхности быта явлений, постигает глубины человеческих отно­ шений. И оказывается, что в «провинции» заключено трудно разрешимое противоречие: в ней одинаково сильны порывы к добру и злу. Моральная атмосфера жизни «провинции» подчас действительно по­ ражает своей откровенной бездуховностью. Неслучайно некоторые герои весьма нелестно характеризуют те города и посёлки, в которых живут. Скрипач Базильский («Провинциальные анекдоты») в раздражении кри­ чит: «В этом городе никто, кроме старух и вундеркиндов, не посещает кон­ цертов. А интеллигентные люди вместо того, чтобы заботиться о культуре, пьют водку и стараются во что бы то ни стало удивить белый свет» [147, с. 285]. Ему вторит героиня драмы «Прошлым летом в Чулимске» Хороших: «Какое здесь житьё? Ну нам, старикам, ну ладно, а для молодё­ жи? Добра-то в нашем Чулимске. Одно комарьё. Куда ни повернись - тай­ га в любую сторону на сотни вёрст. Другой раз как подумаешь - душно делается...» [147, с. 331-332]. В такой атмосфере легко поддаться искуше­ нию озлобиться, морально опуститься. Зла в «провинции» немало. Оно сразу обращает на себя внимание, так как издавна присуще «провинции» всех времён и народов и потому имеет достаточно красноречивые, узна­ ваемые формы своего проявления: вульгарные манеры поведения, косноя­ зычные речи, убогость вкусов, бескрылость мысли, скудость духа. Дебоши, скандалы, размолвки, перебранки - выразительные примеры жестокой нев­ нимательности людей друг к другу переходят из пьесы в пьесу. Читателя не привлекает, а отталкивает атмосфера чайных, кафе, студенческих общежи­ тий, гостиниц с их ссорами, скандалами, хмельными застольями, вялыми выяснениями отношений между любовниками. Герои Вампилова - «про­ винциалы» - неприятно поражают с первого взгляда своей безликостью, 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz