Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
бытовой культуры, нравственности, духовности, интеллекта его современ ников в их распространённом большинстве. На бытовом материале, изо бражая локальную сферу личных человеческих отношений, драматург соз даёт срез провинциальной жизни, который по сути является срезом обще ственных отношений и обладает той силой обобщения, которая придаёт творчеству Вампилова идейно-эстетическую масштабность. Изображение Вампиловым «провинции» - это изображение среды, которая в значительной степени способствует духовному формированию человека. Характер взаимоотношений героя и среды всегда был предметом пристального внимания художников-реалистов. Понимание этого вопроса писателем всецело зависит от его мировоззрения, его эстетических и фило софских взглядов. Вампилов видит сложную диалектическую связь между личностью и средой. У него нет выразительного противопоставления сре ды человеку как фактора губящего в человеке всё человеческое. Вампилов ратует за активность человека в устроении как собственной судьбы, так и жизни общества. Заслуживает внимания рассуждение драматурга о том, что он вкладывает в понимание среды: «Среда - это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и во что не верит, и, значит, каждый может спросить себя со всей строгостью: что в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?» [147, с. 450]. Человек, по мысли Вампилова, оказывается творцом мораль ного климата общества. Что же представляет собой «провинциальная» среда в вампиловских произведениях? Она не таит в себе никаких особых препятствий для нор мального гармонического развития героев. Социальное благополучие та ких факторов, как получение человеком образования, профессиональная обеспеченность, материальная независимость, - налицо. Это даже не об суждается в вампиловских пьесах, это очевидно. Однако при всём внеш нем благополучии над героями нависает угроза несостоявшихся судеб, безличности, бесцельности существования. Бездуховность людей - главная тревога драматурга. Вампилов озабочен тем, что «паралич» души, свойст венный раньше отдельным людям (это отразилось в творчестве Розова, Штейна, Володина и др.), постепенно перерастает в «паралич» духа совре менности в целом, а это грозит невосполнимыми потерями духовного по рядка: нивелируется личность, утрачивает в себе человеческое, граждан ское. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz