Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

С выводами в своём художественном анализе современности писа­ тель не спешит. Вампилов интересен незаданностью, ненавязчивостью в утверждении тех или иных идей. Автор идёт не от идеи к жизни, а в самой жизни, кажется, пытается обнаружить идею. Неслучайно сюжетами своих пьес он выбирал какой-либо парадоксальный случай, позволяющий за­ стигнуть жизнь врасплох. Вампилова интересовали не только и не столько сложившиеся с годами отношения между людьми, сколько внезапно воз­ никшие в людях антипатии и симпатии. Писатель проверял человека на «готовность» быть человечным в любых, даже самых иррациональных, с точки зрения здравого смысла, ситуациях. Именно в таких, в известной степени экстремальных условиях, когда твои друзья заживо тебя хоронят, когда сходит с ума не подававший признаков болезни муж, когда из окна гостиницы доносятся мольбы о финансовой помощи, проявляется, порой независимо от воли и желания человека, его духовная сущность. Вампилов исследует «провинцию» не в ракурсе какой-нибудь одной социально-нравственной проблемы (как это было принято в традиционной советской бытовой драме 60-х годов), а в стремлении постичь много­ аспектный, бесконечно много в себя вбирающий дух времени, сконцен­ трированный и немного утрированный в «провинции». К каким порывам способна душа человека? Какими чувствами живо его сердце? Где пределы человеческому страданию? В чём источник чело­ веческой радости? Какова почва людской подлости? Что губит, что спасает человека? Кажется, с этими вечными и необходимыми для каждого поко­ ления людей вопросами обратился к своим современникам Вампилов. От­ веты на эти вопросы ему диктовала жизнь людей, к которой писатель был неизменно внимателен, в которую был мучительно и счастливо влюблён, за которую страдал душою, которой не уставал удивляться. Драматургия Вампилова - это своего рода «провинциальная» пано­ рама; писатель дал читателю и зрителю представление о сложившихся в «провинции» морально-этических отношениях: семейных, служебных, со­ седских, дружеских, любовных. Благодаря его драматургии мы получаем сведения об уровне эстетических, бытовых, нравственно-этических, фило­ софских суждений «провинциалов» (о любви, долге, смысле жизни, об ис­ кусстве). Драматург изобразил нравственный облик представителей почти всех социальных слоев, живущих в «провинции» (интеллигенция, служа­ щие, колхозники, школьники, студенты, пенсионеры). Творчество Вампи­ лова даёт нам возможность судить о том, каким видится автору уровень 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz